Предупреждаю сразу это долгая история, причем поначалу может вызвать смех, иронию по отношению к автору, но дело в том, что начитавшись книг надо теперь было что-то делать своими руками, применять все имеющиеся знания к конкретной ситуации, и на первых парах ждали ошибки и непродуманные действия. Со временем все прошло.

После того как мне в 1997 году подарили дедушкин «Запорожець», я начал готовиться и морально и «финансово» к началу ремонта. С чего начинать мне было известно. Последний раз, когда я видел дедушку, он рассказал, что по пути с дачи его преследовали поломки одна за другой. Я помнил, что отказали тормоза и были проблемы с аккумулятором, приходилось несколько раз прикуривать, чтобы завестись и продолжать путь домой.

Но что еще придется менять после 6 лет простоя машины без движения я не знал. Условно я разделил все на несколько этапов. На первом этапе мне помогал двоюродный брат Лёха. Мне тогда было 15 лет, а ему 16. Мы давно мечтали о своей машине в деревне, тем более велосипеды уже порядком надоели. И вот долгожданный момент настал. Не буду рассказывать о том, как мы вызволяли «Запорожец» из капкана разломанного пола, это долго, утомительно и не относится к теме раздела. Первые расходы пошли на тормозную жидкость «Роса», моторное масло «Норси», промывку для двигателя, свечи зажигания, высоковольтные провода, аккумулятор “Top la”, топливный фильтр.

Тормоза на первый взгляд казалось достаточно прокачать. Во время первого визита к "больному" мы так и не прокатились на нем по гаражам: старенький аккумулятор оказался совсем негодным, провода задубели и не хотели подавать искру к свечам, да и свечи вызывали глубокое сомнение. Купив нужные детали и «для профилактики» (на самом деле из дикого любопытства: а что внутри?) осмотрев карбюратор, мы завели машину. Первой ласточкой оказалась постоянно горящая лампа заряда батареи, и второй - внезапно потекший из отопителя бензин. Бензин перекрыли и нарезали пару-тройку кружков вокруг гаражей, восхищаясь спортивным звуком мотора. На одном из кругов раздался сильный удар в правом колесе. Мы остановили гонки и поехали к гаражу смотреть в чем дело. Оказалось, отклепались накладки. Их мы тщетно пытались приклеить холодной сваркой. Одна отлетела сразу, а другая еще держалась некоторое время, поэтому пришлось поставить одну колодку без накладки. Попутно сменили масло.

Борьба с горящей лампочкой велась параллельно с соседом по гаражу, по чистой случайности одновременно столкнувшимся с этой проблемой. Выход был найден неожиданно – надо просто поставить другой генератор. На рынке был куплен новый, но он не помог.

18.09.1997 машина своим ходом была доставлена в ГАИ для переоформления на имя тети. Машина ехала с трудом, разгон был очень вялый. Мама, управлявшая машиной замучилась окончательно, но все же доехала до гаража. В связи с началом учебного года развлечения с машиной были отложены на потом.

Перед новым годом мы с братом опять приехали заниматься ремонтом. Поменяли передние колодки, все, кроме одной – той, что была без накладки – оказалось, закис тормозной цилиндр. На морозе его менять было не в кайф. Проблему генераторной установки решить не удалось. «Запорожец» завели и опять покатались вокруг гаражей. Провалы при езде были настолько глубокими, что двигатель все время норовил заглохнуть и приходилось играть сцеплением и газом, чтобы разогнаться.

Следующая часть первого этапа был связан с идеей покупки живого «Запорожца» на запчасти. На весенних мартовских каникулах 1998 года мы с папой выбрали вполне живой голубой 968М и стали перегонять его от метро «Новые Черемушки» к гаражу на «Водном стадионе». К сожалению на площади Гагарина кончилось сцепление. Дальше ехали на веревке. Хорошо, что позвали маму на Джипе Чероки в качестве «технички». Думаю зрелище было еще то. Даже гаишники не трогали, а прохожие показывали пальцем и смеялись. Часам к 12 ночи мы доехали.

С утра началась новая операция по пересадке живых органов на дедушкин «Запорожец». Был поставлен карбюратор К133 вместо полуживого 127. Реле регулятор ради смеха заменили, узнав, что сосед по гаражу, заменив его, расправился со всеми бедами. Смех смехом, но заряд пошел! Я купленные к тому времени колонки воткнул в двери, а установку магнитолы приберег на потом. На субботу было решено назначить испытания на ходу. На неделе этого не делали, т.к. в гараже появилась вторая машина – тетя с дядей купили семерку. Самое обидное, что запорожец не захотел заводиться. Виной сему были отечественные свечи, купленные на рынке и прослужившие всего-то от силы 10 км! Печальный результат. Переставили рабочие свечи с непонятной маркировкой, и мотор ожил. Так был завершен первый подготовительный этап.

23-х летней машине с пробегом 49200 км требовалась замена крыльев, переборка коробки передач (выскакивала четвертая), переборка передней подвески, замена переднего тормозного цилиндра. Т.е. работа, которую я в силу своего малого опыта делать не решался.

Случайно был найден адрес Ивана Алексеевича, механика с СТО на Зорге. Оба «Запорожца» перегнали к нему в деревню Новоподрезково. Дедушкин шел своим ходом, а голубой, полуразобранный, без двигателя (его некто угнал в соседний двор на запчасти, и первой жертвой стал двиг, а я с ним связывал столько надежд!) на веревке за Джипом. Так начинался второй подготовительный этап.

Коробку от 968м Иван Алексеевич забраковал ввиду ее сильного износа. Не глядя на одометр он, вскрыв крышку, определил, что пробег ее около 70000 км, по его мнению почти предел, дальше ее только ремонтировать. Реальный пробег был 72500км. Специалист! Т.к. у него было много запчастей он предложил коробку по цене ниже рыночной полностью собранную и готовую к установке на машину. Согласовав с папой решили не мелочиться. Попутно с заменой коробки поменяли и диск сцепления. Заменили крылья, покрасили Sikkens’ом, отремонтировали переднюю подвеску, заменив рулевые тяги и все основательно протянув. Заменили неисправный тормозной цилиндр правого переднего колеса и все колодки. Был приобретен карбюратор от двигателя 45 л.с. ДААЗ 2101-20 с комплектом деталей необходимых для установки.

После ремонта по пути домой выяснилось, что на скорости свыше 60 км/ч, в особенности на неровностях, машину было очень трудно удержать на дороге, ее бросало в разные стороны. Стало ясно, что необходимо отрегулировать развал и схождение передних колес. Дали о себе знать и новые тяги: рулевое было очень тяжелым.

Пока по мелочам машину готовил к перегону в деревню, заменил высоковольтные провода на силиконовые, купил свечи зажигания Bosch W6BC.

Поменял передние сиденья на снятые с голубого 968м. Дело в том, что родные сиденья были устаревшей конструкции и имели регулировку спинки только в двух положениях : полулежа и лежа. Неудобные они были, одним словом.

Поставил щетки Champion 13 дюймов и просверлил дополнительное отверстие в переходнике, чтобы закрепить. Вроде держатся. В магазине увидел фирменные Chanpion”овские спойлеры и решил, что если не куплю, сильно пожалею. Отладил омыватель стекла.

Покопался с подключением автомагнитолы – испытывал покупку. Выяснилось, что на средних и низких волнах при работе двигателя возникают сильные помехи. С ними справился, купив фильтр питания Multitronix. А так звук был громкий. Магнитолу пока решил не ставить, т.к. необходимо было изготовить кронштейн под нее, а это было легче сделать в деревне, где после постройки дома осталось много железа и был разный инструмент.

Главная работа на этом этапе это антикоррозионная обработка машины Rust Stop’ом на посту Ростпластика. Для меня было важно зафиксировать результат кузовных работ и продлить срок службы кузова. Насколько я для себя понял, это лучший антикор – консервант, который сейчас есть на отечественном рынке. Пожизненная гарантия от сквозной коррозии при ежегодном обновлении покрытия, которое после второго раза производится с существенными скидками. Фишка в том, что обливают не только днище и скрытые полости, но и сам кузов – состав проникает внутрь через краску, не нанося ей вред, и поражает появившуюся под ней ржавчину.

После этого можно было приступать к перегону. По дороге сделали сход-развал. Машина стала отлично держать дорогу. Только грелся двигатель. Я свел это к новым тормозным колодкам (дико грелись барабаны) и к грязноватому двигателю - он совсем зарос пылью. Барабаны периодически охлаждали водичкой.

Главное приключение – меня остановили гибдд-шники. Читай разлел "байка".

После приезда началась рутинная работа по приведению в порядок салона, багажника, моторного отсека. Двигатель я основательно вымыл, используя средство Turtle Wax Engine Clean. Неплохой препарат, безоговорочно рекомендовать бы не стал. Вполне сносно растворяет масляные подтеки, очень легко пользоваться – побрызгал, потер щеткой, если надо, и смыл водой (лучше из шланга). Центральное место на этом этапе занимает установка магнитолы, «комплекта 45 сил», сигнализации. Про них можно почитать в разделе «Модернизация».

Перед новым годом заменил задние пружины и амортизаторы.

Весной 2001 года начались работы по приведению пола салона в надлежащий порядок с использованием антикора для днища Tectyl Bodysafe и шпаклевки Quick Steel (быстрая сталь) за не имением сварки. Во всяком случае пока сильной угрозы полу нет, так что можно воспользоваться и таким способом ремонта. Хотя в идеале было бы восстановление пораженных коррозией участков кузова. В ходе этих работ были утрачены остатки штатной шумоизоляции пола.

Меня еще ждут мероприятия перечисленные в разделе «Планы».

По мере проведения работ список будет пополняться.