Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15




РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(Лист 22)

Рулевой механизм представляет собой червячную пару (глобоидальный червяк и двухгребневый ролик), помещенную в картере, изготовленном из чугуна. Червяк имеет не цилиндрическую форму, а суженую в средней части и расширяющуюся по краям. Благодаря этому обеспечивается зацепление двухгребневого ролика с червяком не только в его середине, но и по краям.

Червяк 16 установлен в картере 23 на двух роликовых конических подшипниках 15 и соединяется с рулевым валом 8 стыковой сваркой. Верхняя часть вала вращается в пластмассовой втулке, установленной в резиновом вкладыше кронштейна 9. Кронштейн крепится под панелью приборов.

Двухгребневый ролик 17 установлен на валу сошки. Вокруг своей оси он вращается на двухрядном радиально-упорном шариковом подшипнике. Ось ролика закреплена в пазу вала сошки способом электрического расклепывания. Геометрическая ось ролика несколько смещена относительно оси червяка. Благодаря этому осевым перемещением

Передаточное число рулевого механ изма при сзоднем пoллнtении сошкси сосрвкям 17.

Вал 24 рулевой сошки вращается в двух бронзовых втулках, из которых одна запрессована в картер, а другая в крышку 22. Вал уплотнен в крышке картера резиновым сальником. Крышка 22 крепится к картеру тремя болтами. Между крышкой и карте-

ро м уСтаболлена прокладка. Картер рулевого механизма крепится к усилителю кузо-

Рулевой механизм допускает регулировку осевого зазора червяка в подшипниках при помощи регулировочной пробки 14 и контргайки 13, а также бокового зазора в зацеплении червяка с роликом при помощи винта 19 и контргайки 20.

Рулевое колесо 7 состоит из стального металлического обода, двух спиц и ступи-

гlиастrr.аl:сoоjс кнопкой включения! сигнгта.

Ступица 44 рулевого колеса соединяется с валом при помощи мелких шлицев и закреплена центральной гайкой 6.

Между ступицей рулевого колеса и кронштейном 9 установлен пластмассовый декоративный удлинитель 45 ступицы.

Рулевой привод, связывающий рулевой механизм с управляемыми колесами ав-

томобиля, состоит из рулевой сошки 12, надетой На шлицы вала 24 и укрепленной гайкой 10; двух боковых тяг (левой 27 и правой 41); маятникового рычага 1 и поперечной тяги 37. Поворотные кулаки 26 и 42 выполнены совместно с осями колес. На шлицевом валу сошки пропущен один зу6, что исключает неправильную установку сошки относительно вала. Соединения рулевых тяг с поворотными кулаками, сошкой и маятниковым рычагом выполнены при помощи шаровых шарниров однотипной конструкции. Особенность

вклад ишами 31 устраняется автоматичости под действием пружини. 3м. Смлзст шарнирми в процессе эксплуатации не предусмотрена, однако при сборке их смазывают нигролом. От попадания грязи и влаги шарнир защищен резиновым чехлом 30.

Торцовый зазор между вкладышами должен быть 1,5-2 мм. В результате естественного износа вкладыша этот зазор уменьшается. Когда вкладыши сожмутся, между

заменить вкладыши или, если они не потеряли своей геометрической формы, сделать подпиловку их торцов для восстановления зазора 1,5-2 мм.

Длина поперечной рулевой тяги может быть изменена путем вращения ее в наконечниках торцов, имеющих противоположно направленные резьбы. Для этого следует предварительно отпустить гайки 39 болтов 40, стягивающих хомутами 38 клеммные концы тяги. Изменением длины тяги регулируют величину сходимости передних колес.

Эой плоскосаи рол и 1:тяжри ролсс 1:зади 5 усr1лиеrн 10.5 кГ. Ззмры1 сходимпотl-производят на высоте 180 мм от плоскости опоры колес, при этом наконечники линейки должны упираться в среднюю часть выступов боковин шин. Сходимость должна быть такой, чтобы размер А между шинами спереди был на 1-3 мм меньше размера

Осью качания маятникового рычага служит кронштейн 4 и втулка 2 с гладкой цилиндрической поверхностью. Кронштейн крепится к подвеске двумя болтами 5, которые шплинтуются проволокой. В верхней части кронштейна и втулки имеется резьба. Трущиеся поверхности кронштейна и втулки цементованы, что придает узлу высокую износостойкость. Для смазки шарнира предусмотрена пресс-масленка 43. От попадания грязи шарнир защищен резиновым уплотнителем 3. Заменять втулку и кронштейн следует только в том случае, если люфт нижнего конца маятникового рычага превыша-

держивать р азмер а=16±1,5 rвм. "

Техническое обслуживание рулевого управления состоит в периодической проверке и доливке масла в картер рулевого механизма; подтяжке креплений картера рулевого механизма к кузову; своевременной проверке свободного хода рулевого колеса и зазоров в шарнирах рулевых тяг; регулировке рулевого механизма.

При проверке уровня масла в картере следует вывернуть болт 25 крепления картера к брызговику кузова. Если масло вытекает, значит уровень нормальный. Доливку масла производят через отверстие в крышке картера, закрываемое пробкой 18.

При обнаружении значительных зазоров в шарнирах рулевых тяг следует заменить изношенные пластмассовые вкладыши или подпилить их.

Рулевой механизм не нуждается в регулировке, если свободный ход рулевого колеса при езде по прямой не превышает 35 мм или около 10° при измерении его на ободе. Большой свободный ход, остающийся после подтяжки ослабевших соединений, сви-

вяка с рoликоrrl может быть виполнеия без снятия механизма с автомобиля. Випочне-ние операций регулировки механизма и применяемые при этом инструменты показаны

Для регулировки осевого зазора червяка (рис. II) отпускают стопорную гайку 13 и вращают регулировочную пробку 14 до тех пор, пока рулевое колесо не будет вращаться свободно (при этом колесо не должно иметь заметного осевого зазора). Затем, придерживая ключом пробку, затягивают контргайку.

Для регулировки бокового зазора в зацеплении червяка и ролика (рис. I) отсоединяют рулевые тяги от сошки, устанавливают вал сошки в среднее положение (соответствующее прямолинейному движению автомобиля) и отпускают стопорную гайку 20 регулировочного винта 19. Вращая затем отверткой винт 19 по часовой стрелке, регулируют зацепление ролика с червяком, добиваясь, чтобы в среднем положении зазор отсутствовал.

При правильно отрегулированном рулевом механизме сошка при покачивании за нижний ее конец не должна иметь какого-либо перемещения, а рулевое колесо должно поворачиваться совершенно свободно, без ощутимого сопротивления. После регулировки затягивают стопорную гайку, удерживая отверткой винт от проворачивания, и

1 - маятниковый рычаг

3 - втлотнитель шарнира маятникового рычага

4 - кронштейн маятникового рычага

5 - болт крепления кронштейна к подвеске

6 - центральная гайка ступицы рулевого колеса

7 - рулевое колесо

8 - рулевой вал

9 - кронштейн втулки рулевого вала

10 - гайка крепления рулевой сошки

11 - рулевой механизм

12 -рулевая сошка

13 - стопорная гайка регулировочной пробки

14 - регулировочная пробка

17-двухгребневый ролик

18 - пробка маслоналивного отверстия

19 -винт, регулирующий боковой зазор в зацеплении червяка и ролика

25 - болт улевойния картера рулевого механизма к кузову

26 - левия рулеваятига

28 - гайка

29 - палец

30 - защитный чехол шарнира

32 -нажимная чашка

33 - пружина

34 - заглушка

37 - поперечная тяга

38 - стяжной хомут

11 - праваг: рулевзlя тяга

43 - ::руг:с-а рулвз)го колеса

45 - декоративный удлинитель ступицы






0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15