Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

4. Радиальные размеры диска должны быть выбраны с учетом размера трубки, которая напаяна по всему наружному периметру диска (кроме плоскости, привариваемой к контактным плитам) и диаметр которой обычно равен толщине диска.

Радиальный размер сторон диска, расположенных в зоне окна трансформатора.

Ж-(5 7)

где drp - диаметр трубки (или радиальный размер трубки в случае применения сплющенной трубки); Ж - (5 . .7)--

зазор между диском и стержнем с одной стороны; Я -зазор между диском и ярмом с одной стороны. Обычно минимальное значение Н равно 4-5 мм, из которых 3 мм даются непосредственно на зазор, а 1-2 мм - на увеличение радиального размера из-за приварки трубки.

5. Радиальный размер лобовой части диска, расположенной со стороны г!ыводов от катушек первичной обмотки, по условиям механических креплений обмоток должен быть на 1-3 мм больше радиального размера Е наибольшей катушки первичной обмотки (см. п. 2.11.5, подп. 5), т. е. C+d-r=E+ {\ ...3)+2 мм, где 2 мм - увеличение радиального размера диска по сравнению с внутренним размером катушки первичной обмотки; 1- 3 мм - увеличение радиального размера диска, необходимое для перекрытия габарита лобовых частей катушек.

Радиальный размер части диска, привариваемой к контактным плитам, /7=Л+(2-f-5-f-5-f бз) =Л-Ь (12-Ьбз), где Л - радиальный размер катушки; 2 мм -то же, что и при определении С (см. выше); 5 мм - глубина, на которую диск опускается в шлицы контактных плит при приварке; 5 мм - высота катета шва; бз = 5...8 мм - воздушный зазор между катушками и контактными плитами.

6. Зазор Т между началом и концом диска практически принимается равным 5-6 мм, но не более 10 мм. Наличие большего зазора приводит к ухудшению потокосцепления первичной и вторичной обмоток. Иметь зазор, равный Л, совершенно недопустимо, потому что сильно возрастает рассеяние обмоток, сокращается площадь приварки диска к плитам и, главное, становится трудно осуществить надежное крепление вторичного витка на магнитопроводе, так как клину со стороны плит не на что опереться.

2.12.6. Элементы вторичного витка.

Трубки для водяного охлаждения. Как правило, для водяного охлаждения применяются медные трубки. Наружный диаметр трубки выбирается равным толщине диска. В случае если диаметр трубки больше толщины диска, трубка сплющивается



Рис 2 22. К расчету размеров контактной плиты

до размера толщины диска. Конструктивные исполнения трубок аналогичны приведенным на рис. 2.21, а.

Трубки припаиваются к дискам сплошным швом с обеих сторон. В качестве припоя применяется фосфористая -медь. Места паек тщательно опиливаются и зачищаются.

Медные контактные плиты. В сварочных трансформаторах медные контактные плиты выполняют функцию токоотвода. Каждый трансформатор имеет по две контактные плиты, в одну из которых впаиваются начала всех дисков, а в другую - их концы, как показано на рис. 2.21, а. Следовательно, каждая плита должна иметь шлицы, в которые ввариваются диски, отверстия (каналы) для водяного охлаждения и резьбовые отверстия для крепления гибких шин, соединяющих трансформатор со вторичным контуром контактной машины.

Требуемое минимальное сечение контактных плит предварительно определяется исходя из следующих значений плотностей тока: для неохлаждаемых плит, но с охлаждаемыми дисками /п=2. ..2,5 А/мм, для охлаждаемых плит и дисков /п=3... 4 А/мм2.

Однако из конструктивных соображений сечение плиты почти всегда берется больше, чем это требуется, если исходить из плотности тока. От этого качество вторичного витка только улучшается. Менее нагретая плита интенсивнее отводит тепло от дисков, от катушек первичной обмотки и от гибких шин, присоединенных к плите.

1. Толщина плиты практически берется не менее 25-30 мм. Этот размер необхо1,им для того, чтобы разместить шлицы для впаивания дисков и каналы для водяного охлаждения, диаметры которых принимаются не менее 8 мм.

2. Если нет никаких специальных требований, то длина плиты определяется следующим образом (рис. 2.22): Lп=Л-f-+ 2Б, где Л = /го-(2ак+2аш + 2бпр + 1)- размер между крайними шлицами. Здесь а/ и flm - см. рис. 2.17,6, г; 2бпр-Ы~ ~3 мм учитывает толщину изоляции ярма и зазор для свободного размещения обмоток в окне. Размер Б выбирается исходя из конструктивных соображений, причем минимальное его значение должно быть не менее 10 мм, а максимальное ограничивается внутренними размерами рамы для случая, если рама делается разъемной.

3. Ширина шлица бш принимается равной толщине диска с припуском в плюс. Глубина шлица практически принимается



равной 6 мм. Расстояние между соседними шлицами 6д=2аш + +2ак+бо, где бо -заор (см. рис. 2.18).

На практике желательно, чтобы размер бд был одинаковым между всеми шлицами. Для этого при размещении катушек первичной обмотки в окне нужно стремиться к тому, чтобы между дисками были расположены катушки, имеющие равные суммы осевых размеров, т. е. Aki + Окг = акЗ + ак4 =... .Если катушки расположить таким образом не удается, то расклинивающие планки должны быть различных толщин.

4. Число резьбовых отверстий для крепления шин и их расположение задаются конструктором контактной машины.

5. Диаметры каналов для водяного охлаждения должны быть не менее внутренних диаметров трубок. При размещении каналов в плите необходимо следить за тем, чтобы канал не пересекался с отверстием для крепления шин.

Окончательная сборка вторичного витка. Приварка дисков к контактным плитам производится газосваркой. В качестве припоя применяется фосфористая медь. Таким же способом впаиваются в каналы плит концы трубок водяного охлаждения, тщательно обвариваются заглушки и ниппели. Все швы зачищаются и зачеканиваются, все отверстия продуваются сжатым воздухом и испытываются на водонепроницаемость давлением 0,5 МПа. Затем вторичный виток травят, так как оставшаяся от пайки трубок бура при соединении с каплями конденсированной воды образует щелочь, которая разъедает изоляцию между первичной и вторичной обмотками и изоляцию катушек, в результате чего может получиться пробой. Для предохранения от окисления весь виток, кроме контактных поверхностей плит, покрывают красно-коричневой эмалью ГФ-92ХС по ГОСТ 9151-75. Перед покрытием эмалью виток еще раз травят, тщательно промывают, насухо протирают чистой ветошью и уайт-спиритом и затем покрывают тонким слоем эмали при помощи кисти. Покрытые эмалью витки сушатся при температуре 18- 25 °С в течение 24 ч или при температуре 70 °С -4 ч.

Изолирующие шайбы. Для изоляции катушек первичной обмотки от дисков вторичного витка используются изолирующие шайбы (см. рис. 2.17,г), изготовляемые из стеклотекстолита марки СТ, или СТЭФ-1, или СТК по ГОСТ 12652-74, толщиной 1 мм. Шайбы из пропитанного электрокартона употреблять для этой цели нельзя главным образом из-за того, что они не могут обеспечить надежной противосыростной изоляции.

1. Внутренние размеры шайбы по ширине и по длине: Лш = = Л+(2...3) и Рш = Р + 2.

2. Радиальные размеры: в зоне окна и в лобовой части со стороны контактных плит A=A-\-{2...S); в лобовой части со стороны выводов первичных катушек £ш=£+(2.. .3).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139