Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

идущих на переключатель ступеней, наложения изоляции на выполненные соединения.

Готовый трансформатор снимается с конвейера и подается на испытательную станцию.

Глава третья

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРВИЧНЫХ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРОВ

3.1. обзор разновидностей схем

3.1.1. Требования к схемам первичной обмотки. Несмотря на то что почти все современные контактные машины снабжены регуляторами контактной сварки с фазовращателем, способ регулирования сварочного тока путем ступенчатого изменения коэффициента трансформации или вторичного напряжения является основным. При этом способе первичная обмотка секционируется таким образом, чтобы на каждой ступени в сеть включалось разное число витков. Правильный выбор схемы секционирования первичной обмотки является трудной и важной частью расчета и конструирования трансформатора.

Схема первичной обмотки сварочного трансформатора должна:

а) в зависимости от классификационной принадлежности проектируемой машины (см. § 1.19, табл. 1.10) удовлетворять требованиям ГОСТ 297-80: по диапазону отношений предельных значений максимального и минимального вторичных напряжений; по допустимому шагу нарастания вторичных напряжений по ступеням; не допускать, чтобы напряжение между двумя любыми выводами первичной обмотки на любой ступени регулирования превышало 1000 В (для подвесных машин со встроенным трансформатором это требование относится к промежуточному трансформатору или автотрансформатору);

б) обеспечивать регулирование вторичных напряжений холостого хода по ступеням в требуемых пределах и с допустимым шагом при минимальном числе отпаек;

в) быть простой в изготовлении и удобной в эксплуатации;

г) по возможности не содержать «дополнительной меди», отключаемой на высших ступенях; позволять разместить необходимое число витков всей обмотки в четное число катушек, которые могли бы быть симметрично расположены в окне магнитопровода.



При проектировании схемы необходимо учитывать специфику производства, наличие технологического оборудования, приспособлений, оправок, заливочных форм, стремиться к использованию однотипных принципов секционирования обмоток с целью применения одних и тех же переключателей ступеней.

3.1.2. Требования к переключателям ступеней. Для удобства пользования схемой в производственных условиях соответствующие концы секционированной первичной обмотки подводятся к зажимам переключателей ступеней, с помощью которых включается в сеть то или иное число витков первичной обмотки. Конструкция переключателей зависит прежде всего от схемы обмотки, а сечение токоведущих частей - от мощности трансформатора. В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт при включении отдельных секций первичной обмотки, переключатели подразделяются на штепсельные, втычные, скользяще-поворотные, пакетного типа и барабанные. Каждый переключатель должен: а) по возможности быть простым, удобным для подключения концов, идущих от обмотки, не требующим больших усилий при переключении; б) быть электрически и механически прочным; в) не допускать ни в коем случае замыкание секций накоротко при любом, даже неправильном положении перемычек ножей или рукояток; г) быть вьшолнен в соответствии с ГОСТ 297-80 так, чтобы обеспечить переключение ступеней машин группы Б без фазового регулирования с длительным первичным током до 470 А и машИн группы А при включенном токе и без применения инструмента. Токоведущие части переключателя должны выдерживать без перегрева кратковременные разовые включения при наибольшем вторичном токе машины.

3.1.3. Размещение катушек в окне и их соединение. Правильному размещению дисковых катушек в окне магнитопровода трансформатора относительно дисков вторичного витка и относительно друг друга придается большое значение. В каждом частном случае в зависимости от схемы расстановка катушек производится по-разному, но всегда необходимо стремиться к выполнению следующих условий:

1. Катушки первичной обмотки должны быть возможно более симметрично расположены относительно дисков вторичного витка, в особенности для номинальной ступени. Это условие особенно важно выполнять для схем № 1-5 (см. § 3.2), так как несимметричное потокосцепление первичной обмотки с отдельными дисками вторичного витка, соединенными параллельно, приводит к неравномерной загрузке отдельных дисков током.

2. Соединения отдельных катушек между собой необходимо осуществлять непосредственно выводами от катушек без применения дополнительных перемычек, которые вводят лишний контакт. Выводы, которые соединяются между собой непосред-



Рис 3 1 Две катушки, отличающиеся расположением выводов



ственно или с помощью перемычек, должны быть расположены Друг против друга, чтобы в зоне лобовых соединений катушек не было перекрещивающихся перемычек.

3. Надо добиваться минимального числа конструктивных вариантов катушек, изготовляемых с одинаковыми обмоточными данными, т. е. с одинаковым числом витков и из провода одного сечения. Такие катушки могут отличаться одна от другой только расположением выводов. На рис. 3.1 показана катушка, у которой в случае а вывод от начала сделан слева, а от конца - справа, а в случае б - наоборот.

4. Катушки с большим числом выводов следует размещать с края окна магнитопровода.

5. Зазоры между отдельными группами должны быть по возможности одинаковы. Это позволяет унифицировать расклинивающие планки и создает некоторое удобство в процессе сборки трансформатора.

Конструктивное соединение отдельных катушек первичной обмотки между собой необходимо производить, руководствуясь электрической схемой. Чтобы не вводить путаницу в производство при сборке катушек, обычно принято намоточные станки делать нереверсивными и выводы от катушек приваривать только с одной стороны. Таким образом, направление намотки

а) о

Параллельно ПаследоБательно Параллельно Пооледодательио

Рис. 3.2. Соединение катушек № 1, повернутых относительно друг друга

на 180°



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139