Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Поршневые кольца поставляют в запасные части номинального и одного ремонтного размеров комплектами на один двигатель. Кольца ремонтного размера отличаются от колец номинального размера наружным диаметром, увеличенным на 0,20 мм. Их устанавливают только на поршни ремонтного размера при расшлифовке цилиндров на соответствующий размер. Перед установкой следует очистить поршневые кольца от консервации и тщательно промыть; затем подобрать их для каждого цилиндра.

После подбора комплектов по каждому цилиндру проверяют зазор в стыке поршневых колец. При установке в новый цилиндр он должен быть 0,25...0,55 мм для компрессионных и 0,9...1,5 мм для дисков маслосъемных колец (при необходимости припилить). Зазор в стыке новых компрессионных поршневых колец, устанавливаемых в работавшие цилиндры, не должен превышать 0,86 мм.

Перед установкой поршневых колец на поршни необходимо проверить легкость перемещения поршневых колец прокатыванием кольца в канавках поршня с тем, чтобы убедиться в чистоте канавок, отсутствии забоин и

Поршневые кольца надевают на поршни при помощи оправки (рис. 55), соблюдая осторожность, чтобы их не поломать и не деформировать. Установку колец начинают с нижнего маслосъемного кольца: в нижнюю канавку устанавливают радиальный расширитель, нижний диск, осевой расширитель и верхний диск. Затем устанавливают нижнее компрессионное кольцо и верхнее. При установке нижнего компрессионного кольца прямоугольная фаска, выполненная на наружной поверхности, должна быть обращена вниз.


обеспечения натяга до 0,005 мм. После подбора поршневого

Рис. 55. Оправка для установки на поршень поршневых колец: 1 - поршень; 2 - оправка

После установки колец поршни и поршневые кольца смазывают и еще раз проверяют легкость перемещения колец в канавках. Расставляют стыки колец, как показано на рис. 8.

Подбор и замена поршневых пальцев. Поршневые пальцы редко заменяют без замены поршней, так как их износ, как правило, очень мал. Поэтому в запасные части поставляют поршни в комплекте с поршневыми пальцами, подобранными по цветовой маркировке, нанесенной на бобышке поршня и внутренней поверхности пальца (в комплект входят также стопорные кольца). Маркировка обозначает одну из четхрех размерных групп, отличающихся друг от друга на 0,0025 мм. Размеры поршневого пальца и диаметр бобышек поршня под палец каждой из размерных групп указаны в прил. 2

Запрещается устанавливать поршневой палец в новый поршень другой размерной группы, так как это приводит к деформации поршня и возможен его задир. При замене поршневого пальца на работавшем поршне его подбирают по данным замера диаметра бобышек для

пальца по поршню его проверяют по втулке

головки шатуна.

верхней

Монтажный зазор между втулкой и пальцем должен быть 0,002...0,007 мм для новых деталей и не более 0,025 мм для работающих деталей; предельно допустимый зазор 0,06 мм. Новый поршневой палец подбирают по втулке верхней головки шатуна по цветовой маркировке четхрех размерных групп. На шатуне маркировка нанесена краской у верхней головки (размеры см. в прил. 2).

Сопряжение новых поршневых пальцев с втулками шатунов проверяют проталкиванием тщательно протертого поршневого пальца в насухо протертую втулку верхней головки шатуна с небольшим усилием. Ощутимого люфта при этом не должно быть. Для достижения такого сопряжения допускается устанавливать детали смежных размерных групп.

Проверка состояния шатунов и их замена. У шатунов необходимо проверить наличие забоин, трещин, вмятин, состояние поверхностей и размеры подшипников нижней и верхней головок шатуна, параллельность осей нижней и верхней головок шатуна. При отсутствии существенных механических повреждений мелкие забоины и вмятины аккуратно зачищают. При наличии значительных механических повреждений или трещин шатун подлежит замене.

Болты шатуна не должны иметь даже незначительных следов вытягивания: по всей цилиндрической поверхности болта размер должен быть одинаковым. Резьба шатунного болта не должна иметь вмятин и следов срыва. Постановка болта шатуна для дальнейшей работы даже с незначительными повреждениями не допускается, так как это может привести к обрыву болта шатуна и вследствие этого к тяжелой аварии.

Подшипник верхней головки шатуна представляет собой бронзовую втулку из ленты толщиной 1 мм. Износостойкость ее, как правило, высокая и потребность в замене даже при капитальном ремонте возникает



редко. Однако в аварийных случаях при наличии прихватов или задиров втулку выпрессовывают и заменяют новой. В запасные части поставляют свернутую из ленты заготовку, которую запрессовывают в верхнюю головку шатуна, а затем прошивают гладкой брошью в размере 21,3...21,33 мм. Стык втулки располагают справа, глядя на лицевую сторону стержня шатуна (где нанесен номер детали). Затем сверлят отверстие диаметром 4 мм для подвода масла и развертывают втулку до размера 22+0,0045-0,0055 мм (нецилиндричность допускается не более 0,0025 мм, разно-стенность втулки не более 0,2 мм), а с торцов втулки снимают фаску

0,5х45°.

Параллельность оси верхней и нижней головок шатуна удобно проверять на приспособлении (рис. 56). Непараллельность и скрещивание указанных осей допускается не более 0,04 мм на длине 100 мм. При необходимости можно при помощи опоры 4 отрихтовать шатун.

При замене шатунов их подбирают так, чтобы масса каждого шатуна одного двигателя отличалась не более чем на 12 г.

Проверка и замена вкладышей коренных и шатунных подшипников. При решении вопроса о необходимости замены вкладышей подшипников следует иметь в виду, что диаметральный износ вкладышей и шеек коленчатого вала не всегда служит определяющим критерием. В процессе работы двигателя в антифрикционный слой вкладышей вкрапливается значительное количество твердых частиц (продуктов износа деталей, абразивных частиц, засасываемых в цилиндры двигателя с воздухом, и т. п.). Поэтому такие вкладыши, имея часто незначительный диаметральный износ, способны вызвать в дальнейшем ускоренный и усиленный износ шеек коленчатого вала. Следует также учитывать, что шатунные подшипники работают в более тяжел1х условиях, чем коренные. Интенсивность их износа несколько превышает интенсивность износа коренных подшипников. Таким образом, к решению вопроса о замене вкладышей необходим дифференцированный подход в отношении коренных и шатунных подшипников. Во всех случаях удовлетворительного состояния поверхности вкладышей коренных и шатунных подшипников критерием необходимости их замены служит размер диаметрального зазора в подшипнике.

Рис. 56. Приспособление для контроля и рихтовки шатунов: 1 - оправка; 2 - шайба; 3 - зажимная рукоятка; 4 - опора; 5 - шаблон; 6 - направляющая втулка.

При осмотре следует иметь антифрикционного

ворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного сплава и вдавленных в сплав инородных материалов.

Для замены изношенных или поврежденных вкладышей в запасные части поставляют вкладыши коренных и шатунных подшипников номинального и двух ремонтных размеров. Вкладыши ремонтного размера отличаются от вкладышей номинального размера уменьшенными на 0,25 и 0,5 мм внутренними диаметрами. Коренные и шатунные подшипники ремонтных размеров устанавливают только после перешлифовки шеек коленчатого вала.

Коренные подшипники рекомендуется менять все одновременно, чтобы избежать повышенного прогиба коленчатого вала. При замене коренных подшипников необходимо проследить за правильностью установки вкладышей, совпадением отверстий для подвода смазки и др.

После замены вкладышей как с одновременной перешлифовкой шеек коленчатого вала, так и без нее следует обязательно проверить диаметральный зазор в каждом подшипнике. Это позволит проверить правильность выбора вкладышей и подшипников. Проверить диаметральный зазор в подшипнике можно измерением шейки коленчатого вала и подшипников с последующими несложными расчетами.

Диаметр нижней головки шатуна измеряют при вложенных вкладышах и затянутых с необходимым усилием болтов крышки шатуна.

Диаметры коренных подшипников замеряют в запрессованном (в переднюю опору и собранную среднюю опору) виде.

Диаметральные зазоры между шейками коленчатого вала и подшипниками должны быть 0,099...0,129 мм для коренных под- шипников и 0,025...0,071 мм для шатунных (см. прил. 2). Если в результате перешлифовки диаметры шеек коленчатого вала уменьшены и вкладыши ремонтных размеров окажутся непригодными, то необходимо собрать двигатели с новым валом. Для такого случая в запасные части поставляют комплект, состоящий из коленчатого вала, маховика и корпуса центробежного маслоочисти-теля, сбалансированный динамически. Допустимый дисбаланс не более 15 г-см.

Тонкостенные смежные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены с высокой точностью. Требуемый диаметральный зазор в подшипнике обеспечивается только диаметрами шеек коленчатого вала, получаемых при перешлифовке. Поэтому вкладыши при ремонте двигателя заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается. Из сказанного также следует, что для получения требуемого диаметрального зазора в подшипнике запрещается


и оценке состояния вкладышей в виду, что поверхность слоя считается удовлет-



спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, а также устанавливать прокладки между вкладышем и его постелью.

Невыполнение этих указаний приводит к тому, что будет нарушена правильность геометрической формы подшипников, ухудшится теплоотвод от них и вкладыши быстро откажут в работе.

Проверка состояния коленчатого вала. Снятый с двигателя коленчатый вал (см. рис. 10) тщательно промывают, обратив внимание на очистку внутренних масляных полостей, продувают сжатым воздухом. Затем осматривают состояние коренных и шатунных шеек коленчатого вала на отсутствие грубых рисок, натиров, следов прихвата или повышенного износа. Проверяют также состояние штифтов, фиксирующих положение маховика (они не должны быть деформированы), выявляют, нет ли трещин на торце коленчатого вала у основания штифтов, сохранность резьбы под болт маховика и болт крепления корпуса центробежного маслоочисти-теля.

При нормальном состоянии коленчатого вала по результатам осмотра его годность к дальнейшей эксплуатации определяют замером коренных и шатунных шеек.

Шейки коленчатого вала замеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по двум поясам на расстоянии 1,5... 2 мм от галтелей. Полученные размеры сопоставляют с размерами коренных и шатунных подшипников. Если зазоры в коренных и шатунных подшипниках не более 0,15 мм, а овальность и конусность шеек не превышает 0,02 (овальность и конусность шеек нового коленчатого вала не более 0,01 мм), коленчатый вал может быть оставлен для дальнейшей эксплуатации со старыми подшипниками. О критериях замены вкладышей коренных и шатунных подшипников указано выше (см. подразд. «Проверка и замена вкладышей коренных и шатунных подшипников»)

Если зазоры в коренных и шатунных подшипниках близки к предельно допустимым, но размеры шеек не менее: коренных - 54,92, шатунных-49,88 мм (износ в пределах 0,06.-.0,08 мм), коленчатый вал может быть оставлен для дальнейшей эксплуатации с новыми коренными и шатунными подшипниками номинального размера. При износе коренных шеек коленчатого вала до размера менее 54,92 мм, а шатунных шеек до размера менее 49,88 мм коленчатый вал подлежит замене или ремонту.

Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек с уменьшением на 0,25 и 0,5 мм против номинального размера. При этом шейки коленчатого вала следует обрабатывать под первый ремонтный размер вкладышей до размера: коренные 54,75-0,019, шатунные-до 49,75-0,005-0,029, под второй ремонтный размер вкладышей до размера: коренные 54,5-0,019, шатунные до 49,5-0,009-0,025 мм.

Коренную и шатунную шейку допускается обрабатывать каждую в отдельности под необходимый ремонтный размер. Размер между щеками шатунных шеек должен быть 23+01 мм. Радиус галтелей для коренных шеек - 2,3 мм±0,5 мм, для шатунных - 2,5 мм ±0,3 мм. После обработки все каналы необходимо очистить от стружки и промыть.

Обработанные шейки коленчатого вала должны удовлетворять следующим условиям: овальность и конусность всех коренных и шатунных шеек должны быть не более 0,015 мм, шероховатость поверхности не более 0,20 мкм, непараллельность осей шатунных шеек осям коренных шеек не более 0,01 мм на длине шейки.

При установке на крайние коренные шейки биение средней коренной шейки не должно превышать 0,025 мм.

Проверка состояния маховика. Проверяют плоскость прилегания ведомого диска сцепления, ступицы, отверстия под штифты и зубчатого венца. Плоскость прилегания ведомого диска должна быть гладкой без рисок и задиров. Незначительные риски шлифуют. Шероховатость поверхности после обработки должна быть не более 0,63 мкм. Биение указанной плоскости маховика в сборе с коленчатым валом должно быть не более 0,15 мм на крайних точках.

Ступицу маховика при наличии задиров или следов выработки на наружном диаметре перешлифовывают. Диаметр ступицы после шлифовки должен быть не менее 64,8-0,06 мм, а шероховатость поверхности не более 0,20 мкм. Биение маховика на указанном диаметре в сборе с коленчатым валом допускается не более 0,07 мм. При наличии трещины на ступице маховик следует заменить.

При ослаблении отверстий под штифты маховика перед снятием маховика помечают взаимное расположение маховика и коленчатого вала. Затем снимают маховик и зачищают выпучины металла на ступице маховика и в отверстиях под штифты. Устанавли- вают маховик на коленчатый вал согласно нанесенным меткам между имеющимися штифтами на диаметре 41 мм, сверлят четыре отверстия диаметром 6,8 мм на глубину 23 мм, которые требуется развернуть разверткой диаметром 7-0,009-0,024 мм на глубину 18 мм. Снимают маховик и развертывают четхре отверстия в маховике диаметром 7+0004-0009 мм, а в коленчатый вал запрессовывают четыре штифта диаметром 7-0,008 мм, длиной 18 мм, изготовленных из стали 45 с твердостью HRC 30...35. Утопание штифтов от плоскости ступицы маховика должно быть 1...2 мм. В случае невозможности восстановить первоначальную установку маховика на коленчатом валу после указанного ремонта обязательно следует произвести динамическую балансировку коленчатого вала с маховиком, как указано в подразд. «Конструктивные особенности двигателя» в абзаце «Коленчатый вал».

На зубчатом венце маховика не должно быть забоин и других повреждений. При наличии забоин на зубьях необходимо зачистить их, а при значительных повреждениях заменить зубчатый венец маховика. Перед напрессовкой зубчатый венец нагревают до температуры 200...230°С, затем устанавливают его на маховик фаской на внутреннем диаметре и напрессовывают до упора.

Проверка состояния манжет коленчатого вала. После длительной эксплуатации двигателя манжеты



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33