Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

коленчатого вала требуют замены. В случае разборки двигателя с малым пробегом, но требующим снятия коленчатого вала, манжеты необходимо тщательно осмотреть. При наличии на рабочей кромке даже незначительных трещин или надрывов, следов отслоения от арматуры, затвердевании материала, или деформации манжеты заменяют.

При установке сальника на перешлифованную ступицу маховика или корпус центробежного маслоочистителя укорачивают пружину манжеты на 1 мм. После запрессовки манжеты рабочую кромку нужно смазать смазкой № 158 или литол-24.

Ремонт газораспределительного и балансирного механизмов

Газораспределительный и балансирный механизмы ремонтируют в случаях обнаружения неисправностей в их работе, а также если при общей разборке двигателя выявлены повышенные износы, обгары, поломки или другие повреждения деталей.

Снятие и установка клапанов. Перед снятием клапанов необходимо пометить демонтированные головки цилиндров (левую и правую) и клапаны (рисками или кернами). Рекомендуется вывернуть свечи зажигания во избежание их повреждения.

Сжав при помощи съемника (рис. 57) пружины клапана, вынимают сухари и, постепенно отпуская пружины, снимают тарелку, пружины клапана, пружины и шайбу. Проверяют, нет ли наклепа на стержне клапана в месте упора сухарей, мешающего выему клапана из направляющей втулки. При необходимости зачищают наклеп напильником.

Рис. 57. Съемник пружин клапана: /- кольцевой упор; 2-скобка; 3- ргчаг с кулачком; 4-планка; 5-шток

Вынимают клапан из направляющей. Таким же образом снимают остальные клапаны, очищают их от нагара, лаковых отложений и промывают.

Очищают седла клапанов, впускные и выпускные каналы головки цилиндров, направляющие клапанов и промывают головки.

Проверяют состояние клапанов, седел, направляющих втулок, пружин клапанов, выполняют необходимый ремонт и устанавливают клапаны на место в последовательности, обратной разборке.

Проверка состояния стержней клапанов и их направляющих втулок. Если по результатам осмотра нет оснований для выбраковки клапанов (обгар рабочей фаски, задир на стержне), то следует измерить стержни клапанов в двух поясах (/ и ) по двум взаимно перпендикулярным направлениям (рис. 58, а) для определения их износа.

Диаметр стержня нового выпускного клапана 7,925...7,937, впускного 7,955...7,967 мм (см. прил. 2). Непрямолинейность стержня допускается не более 0,01 мм на длине цилиндрической части. Если диаметр стержня впускного клапана менее 7,918 мм, а выпускного менее 7,852 мм, то такие клапаны следует заменить. При отсутствии обгара или облома направляющих втулок клапана измерить диаметр отверстий втулок (рис. 58, б) для суждения об их пригодности по износу. Измерения выполняют в двух плоскостях по двум направлениям: параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала.

Диаметр отверстия новой направляющей втулки клапана 7,992. ..8,020 мм. При износе втулок, если диаметры втулки впускного клапана более 8,057 мм, а выпускного более 8,083 мм, также следует заменить направляющие втулки.

Может возникнуть необходимость в замене клапана и до достижения предельного размера стержня по износу в зависимости от зазора в сопряжении со втулкой. Зазор определяют по результатам замеров, он должен быть не более 0,1 для впускного и 0,15 мм для выпускного клапанов (предельно допустимые зазоры в эк-




сплуатации соответственно 0,15 и 0,20 мм).

Замена направляющих втулок клапана. Изношенную втулку клапана выпрессовывают с помощью оправки и молотка или под прессом. Нагревают головку цилиндров до температуры 200...220°С и запрессовывают новую направляющую втулку ремонтного размера - большую по наружному и уменьшенную по внутреннему диаметрам.

Перед запрессовкой окунают направляющую втулку в масло для двигателя. При запрессовке выдерживают размер (16,0± ±0,1) мм от верхнего торца втулки до плоскости головки цилиндров (поверхности под шайбу пружины клапана), пользуясь оправкой (рис. 59). После запрессовки внутренний диаметр втулки следует развернуть до получения номинального размера 7,992... 8,020 мм.


Рис. 58. Схема замеров: а-стержней клапанов; б-направляющих втулок клапана

Проверяют прямолинейность отверстия во втулке оправкой диаметром 7,977+0002 мм. Оправка должна свободно проходить на всю длину втулки. Отверстие должно иметь блестящую поверхность без кольцевых рисок и задиров.




Рис. 59. Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов: 1 - оправка; 2 - направляющая втулка клапана; 3 - направляющий штифт.

Шлифовка фасок головок клапанов. Если на фасках головок клапанов имеется значительная вхработка, раковины, небольшие участки прогара или другие повреждения, нарушающие плотность посадки клапанов к седлам, то для удаления их необходимо прошлифовать фаски. Следы точечной эрозии на рабочей фаске не являются основанием для шлифовки клапанов, если они не нарушают уплотнения.


Рис. 60. Приспособление для проверки клапана на концентричность рабочей фаски головки и стержня: /-плита; 2-призма; 3-держатель; 4- шарик; 5-стойка; 6, 7-индикаторы



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33