Запорожец Издания
ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ Если создавать автомобиль без каких-либо расчетов, ориентируясь лишь на интуицию, это может привести к тому, что изготовленная машина не будет удовлетворять требованиям дорожного движения. Самое ответственное - выбор двигателя необходимой мощности, если, конечно, автомобиль не будет создаваться под уже имеющийся двигатель. В самодельных конструкциях автомобилей обычно используются двигатели, выпускаемые нашей промышленностью для мотоциклов, мопедов, мотороллеров и малолитражных автомобилей. Выбор их достаточно широк, что можно видеть из табл. 17. В ней приведены краткие технические характеристики двигателей, выпускавшихся ранее и выпускаемых сейчас, которые можно использовать для создания автомобиля собственной конструкции. Иногда в любительском автостроении применялись двигатели внутреннего сгорания от механизированного инструмента: бензопил, бензокосилок, мотоблоков и др. Чтобы конструкция автомобиля была рациональной, важно наиболее полно использовать мощность и крутящий момент двигателя, для чего необходимо правильно выбрать передаточные числа в трансмиссии. Коробки передач, как правило, подбираются готовые с уже известными передаточными числами. Шины также готовые с известным радиусом качения. Тогда, задаваясь желаемой максимальной скоростью при принятой максимальной мощности двигателя, можно рассчитать передаточное число главной передачи. Затем, прикинув массу проектируемого автомобиля, его лобовую площадь, а также коэффициент сопротивления воздушной среды, состояние дорожного полотна и возможные углы подъема на тех дорогах, на которых в дальнейшем предполагается эксплуатировать автомобиль, по формулам теории автомобиля можно подсчитать величину всех сил сопротивления движению и проверить, достаточна ли мощность двигателя для преодоления сил сопротивления. Таблица Некоторые двигатели, которые используют любители при создании автомобилей
Мощность Частота враще- Мотороллеры
Мотоколяски
3400 3100.. .3600 4000 . . . 4600 Мотоциклы
«f t
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ Автомобиль достигает максимальной скорости тогда, когда он движется на прямой передаче. В этом случае передаточное число коробки передач равно 1 или близко к ней. Не на всех двигателях, если рассматривать их внешние характеристики, максимальная частота вращения коленчатого вала соответствует максимальной мощности. Максимальная частота вращения коленчатого вала у большинства двигателей превышает на 10... 15% ту частоту, которая соответствует максимальной мощности. В приблизительных расчетах при подборе двигателя можно ориентироваться на максимальную мощность и соответствующую этой мощности частоту вращения. Отношение частоты вращения двигателя к частоте вращения колеса для достижения заданной скорости дает передаточное число трансмиссии Uj. = nA/nK. При установке мотоциклетных двигателей со своими коробками передач следует иметь в виду, что у них в основном (исключая тяжелые мотоциклы) коленчатый вал двигателя соединен с ведомым валом коробки передач через цепную передачу. Поэтому передаточное число этих соединений необходимо учитывать при определении общего передаточного числа трансмиссии. Требуемая мощность двигателя (в кВт) для заданного коэффициента дорожного сопротивления ij), который для самодельных автомобилей можно принять равным 0,025, подсчитывается по формуле где - масса автомобиля, ориентировочно подсчитанная при компоновке, т; 14ах -максимальная скорость, км/ч; т]т - коэффициент полезного действия трансмиссии; - коэффициент дорожного сопротивления; /(в - коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4; FB - площадь лобового сопротивления, м2. Подсчитав необходимую мощность двигателя, подбирают по табл. 17 двигатель, у которого мощность близка к полученной. Не следует брать двигатель с большой мощностью. Повышенная мощность приведет к увеличению его размеров и веса. При недостаточной мощности двигателя он будет обладать низкими тяго-во~скоростными характеристиками и создавать помехи для других автомобилей, движущихся в общем потоке. Желательно после выбора двигателя провести более под- Рис. 17. Габариты и точки крепления двигателей СМЗ и ТГ-200 робный тяговый расчет, чтобы уточнить будущие характеристики создаваемого автомобиля. Рассмотрим пример подбора двигателя. Предположим, решено построить четырехместный микроавтомобиль с кузовом из стеклопластика, рассчитанный на перевозку двух взрослых и двух детей (2 + 2). Поскольку решено эксплуатировать его на дорогах с хорошим покрытием и по своим свойствам он не должен уступать серийным легковым автомобилям, принимаем 0,025. Рис. 18. Габариты и точки крепления двигателя М-103 (М-104) Рис. 19. Габариты и точки крепления оппозитнтх мотоциклетттх двигателей МГ-10 и М-72 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
|