Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ

Если создавать автомобиль без каких-либо расчетов, ориентируясь лишь на интуицию, это может привести к тому, что изготовленная машина не будет удовлетворять требованиям дорожного движения. Самое ответственное - выбор двигателя необходимой мощности, если, конечно, автомобиль не будет создаваться под уже имеющийся двигатель. В самодельных конструкциях автомобилей обычно используются двигатели, выпускаемые нашей промышленностью для мотоциклов, мопедов, мотороллеров и малолитражных автомобилей. Выбор их достаточно широк, что можно видеть из табл. 17. В ней приведены краткие технические характеристики двигателей, выпускавшихся ранее и выпускаемых сейчас, которые можно использовать для создания автомобиля собственной конструкции. Иногда в любительском автостроении применялись двигатели внутреннего сгорания от механизированного инструмента: бензопил, бензокосилок, мотоблоков и др.

Чтобы конструкция автомобиля была рациональной, важно наиболее полно использовать мощность и крутящий момент двигателя, для чего необходимо правильно выбрать передаточные числа в трансмиссии. Коробки передач, как правило, подбираются готовые с уже известными передаточными числами. Шины также готовые с известным радиусом качения. Тогда, задаваясь желаемой максимальной скоростью при принятой максимальной мощности двигателя, можно рассчитать передаточное число главной передачи.

Затем, прикинув массу проектируемого автомобиля, его лобовую площадь, а также коэффициент сопротивления воздушной среды, состояние дорожного полотна и возможные углы подъема на тех дорогах, на которых в дальнейшем предполагается эксплуатировать автомобиль, по формулам теории автомобиля можно подсчитать величину всех сил сопротивления движению и проверить, достаточна ли мощность двигателя для преодоления сил сопротивления.

Таблица

Некоторые двигатели, которые используют любители при создании автомобилей

Место применения (марка)

Рабочий

объем,

Количество цилиндров

Степень сжатия

л. с.

ния коленчатого вала двигателя

при макс, мотно-

сти, об/мин

Мотовелосипед (Д-5)

45,0

0,88

5000

Мотовелосипед (Д-6)

45,0

0,88

4500

Мопед (Ш-53)

49,8

4900 . . . 5300

Мопед (Д-8)

3200

Мопед (Ш-62М)

49,8

4800 . . . 5000

Мопед «Ява-50»

49,8

4750

«Мини-мокик»

49,8

4800

РМЗ-2.130, (В-50)

Мощность

Частота враще-

Мотороллеры

ВП-150, МГ-150

4000 . . . 4500

В-150М

4000

В-15 «Вятка»

4000 . . . 4500

«Вятка 3-электрон»

4500 . . . 5000

«Тула-200М», ТГ-200

4800 . . . 4900

ТГА-200М

11,0

4800

Т-200М

4300 . . . 4500

«Муравей», «Тулица»

12,0

5200

ТГА-200.01

ТМЗ-5.403 «Муравей-2»

13,0

5200

Мотоколяски

СЗД (до 1971 г.)

12,0

СЗД (с 1971 г.)

10,0

14,0

3400 3100.. .3600 4000 . . . 4600

Мотоциклы

М-106

5000 . . . 5600

ММВЗ-3.111

6,99

6600

ММВЗ-3.112

10,0

6000 . . . 6500

ММВЗ-3.115

10,5

12,0

6500

К-175

173,5

4800 . . . 5000

«Восход»

173,5

10,0

5200 . . . 5400

«Восход-2М»

173,5

11,0

15,0

5500

«Восход-ЗМ»

173,5

10,0

14,0

5500 . . . 5800

ТМЗ-5.951

199,0

12,5

5300 . . . 5800

«f t



Место применения (марка)

гаиичЛИ

объем, см3

ifn пыир~

ство цилиндров

Степень сжатия

Мощность

Частота вращения коленчатого вала двигателя

при макс, мощности, об/мин

л. с.

«Ява-250»

248,5

12,0

4750

«Ява-250/559»

248,5

10,3

14,1

5000

«Ява-350/960»

13,2

18,0

5250

«Ява-638-5.00»

10,2

19,0

26,0

5500

Иж-Ю, Иж-ЮК

13,0

18,0

4700. . .5100

Иж-П-спорт

10,5

23,0

32,0

5600 . . . 5700

Иж-ЮЗ

19,0

26,0

5600 . . . 6200

Иж-ПЗ

13,0

18,0

4600

Иж-П4

15,0

20,0

4600 . . . 5000

Иж-Ю4

347,6

20,5

28,0

5700

Иж-П5 (6.113; 7.107)

18,0

22,0

4900 . . . 5300

М67-36 «Урал»

20,6

28,0

4700. . .5100

М10-62

23,5

32,0

К-650 «Днепр»

19,0

26,0

4600 . . . 4900

МТ-10-36 «Днепр»

26,5

36,0

5400

ИМЗ-8.103-30

27,0

38,0

5600

К-750, К-750М

19,2

26,1

4600 . . . 4900

автомос

зили

ЗАЗ-965

19,2

26,1

4000

ЗАЗ-965А

19,8

27,0

4000

ЗАЗ-968 (МеМЗ-968)

1196

29,0

40,0

4200 . . . 4400

ЗАЗ-968М (МеМЗ-968)

1200

30,0

41,0

4200 . . . 4400

МеМЗ-968А

1198

34,0

45,0

4200 . . . 4400

МеМЗ-966

1200

47,0

64,0

5600

ВАЗ-2101

1200

47,0

64,0

5600

ВАЗ-2103

1458

57,0

77,0

5600

ВАЗ-2105

1294

51,0

69,0

5600

«Москвич-412»

1480

55,7

75,0

5800

«Москвич-2138»

1360

36,8

50,0

4750

«Москвич-2140»

1480

55,7

75,0

5800

«Москвич-2141»

1478

72,0

97,0

5500

ВАЗ-1П1

18,0

26,0

5600

3A3-1102

1091

37,0

50,0

5300 . . . 5600

ВАЗ-2121 «Нива»

1570

58,8

80,0

5400

ВАЗ-2108

1289

75,0

101,0

5600

. ГАЗ-24 (ЗМЗ-240)

2445

69,0

92,0

4500

ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4022710)

2450

77,0

105,0

4750

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Автомобиль достигает максимальной скорости тогда, когда он движется на прямой передаче. В этом случае передаточное число коробки передач равно 1 или близко к ней. Не на всех двигателях, если рассматривать их внешние характеристики, максимальная частота вращения коленчатого вала соответствует максимальной мощности. Максимальная частота вращения коленчатого вала у большинства двигателей превышает на 10... 15% ту частоту, которая соответствует максимальной мощности. В приблизительных расчетах при подборе двигателя можно ориентироваться на максимальную мощность и соответствующую этой мощности частоту вращения.

Отношение частоты вращения двигателя к частоте вращения колеса для достижения заданной скорости дает передаточное число трансмиссии Uj. = nA/nK.

При установке мотоциклетных двигателей со своими коробками передач следует иметь в виду, что у них в основном (исключая тяжелые мотоциклы) коленчатый вал двигателя соединен с ведомым валом коробки передач через цепную передачу. Поэтому передаточное число этих соединений необходимо учитывать при определении общего передаточного числа трансмиссии.

Требуемая мощность двигателя (в кВт) для заданного коэффициента дорожного сопротивления ij), который для самодельных автомобилей можно принять равным 0,025, подсчитывается по формуле


где - масса автомобиля, ориентировочно подсчитанная при компоновке, т;

14ах -максимальная скорость, км/ч;

т]т - коэффициент полезного действия трансмиссии; - коэффициент дорожного сопротивления;

/(в - коэффициент сопротивления воздуха, Н*с2/м4;

FB - площадь лобового сопротивления, м2.

Подсчитав необходимую мощность двигателя, подбирают по табл. 17 двигатель, у которого мощность близка к полученной. Не следует брать двигатель с большой мощностью. Повышенная мощность приведет к увеличению его размеров и веса. При недостаточной мощности двигателя он будет обладать низкими тяго-во~скоростными характеристиками и создавать помехи для других автомобилей, движущихся в общем потоке.

Желательно после выбора двигателя провести более под-






Рис. 17. Габариты и точки крепления двигателей СМЗ и ТГ-200

робный тяговый расчет, чтобы уточнить будущие характеристики создаваемого автомобиля.

Рассмотрим пример подбора двигателя. Предположим, решено построить четырехместный микроавтомобиль с кузовом из стеклопластика, рассчитанный на перевозку двух взрослых и двух детей (2 + 2). Поскольку решено эксплуатировать его на дорогах с хорошим покрытием и по своим свойствам он не должен уступать серийным легковым автомобилям, принимаем 0,025.



Рис. 18. Габариты и точки крепления двигателя М-103 (М-104)




Рис. 19. Габариты и точки крепления оппозитнтх мотоциклетттх двигателей

МГ-10 и М-72



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50