Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

цами и таким образом натянуть ремень. Установка колесных редукторов необходима, чтобы получить нужную скорость полуосей, так как ведомые шкивы для обеспечения эффективной работы должны вращаться с повышенными угловыми скоростями. Вакуум под диафрагмой создается за счет соединения пространства в шкиве с коллектором двигателя. Центробежное сцепление включается в работу, когда двигатель разовьет более 1100 об/мин. Эта конструкция применена в автомобилях «ДАФ».

Встречаются и самодельные конструкции ременных вариаторов. Вот пример конструкции, разработанной И. Ювенальевым для передачи небольших мощностей. Вариатор состоит из ведущего (рис. 35) и ведомого (рис. 36) шкивов, соединяемых клиновидным ремнем. Каждый шкив включает в себя два диска, один из которых неподвижный, а другой может перемещаться в осевом направлении. В зависимости от частоты вращения двигателя диски с помощью автоматического регулятора могут занимать различное положение относительно друг друга.

При увеличении частоты вращения двигателя диски ведущего шкива сближаются и ремень переходит на больший диаметр. Подвижный диск перемещается в осевом направлении по шлицам хвостовика неподвижного диска. Их взаимное положение регулируют грузики, сидящие на осях в кожухе. Имеющаяся цилиндрическая пружина стремится преодолеть силу от грузиков и раздвинуть их.


19 W

Рис. 35. Конструктивная схема ведущего шкива вариатора:

а - положение холостого хода; б - положение максимальной передачи; 1 - чашка центробежного регулятора; 2 - кронштейн; 3 - ось грузика; 4 - грузик; 5 - • упорный фланец подвижного шкива; в - направляющая пружины; 7 - пружина; 8 - болт; 9 - внутренний шестигранник; 10 - упор чашки; - хвостовик; 12 - подвижный диск; 13 - неподвижный диск; 14 - клиновидный ремень; 15 наружная обойма шарикоподшипника; 16 - внутренняя обойма шарикоподшипника; 17 - хвостовик коленчатого вала двигателя; 18 - направляющая пружины; 19 - шпонка крепления неподвижного диска; 20 - двигатель

Рис. 36. Конструктивная схема ведомого шкива вариатора:

а - положение максимальных оборотов; б - положение холостого хода; / - подвижный шкив; 2 - направляющий штырь; 3 - втулка подвижного шкива; 4 - пружина; 5 - опора пружины; 6 - шайба; 7 - болт; 8 - ремень клиновидный; 9 - неподвижный диск шкива; 10 - ступица неподвижного шкива; - вал привода ведущей шестерни бортовой передачи

Рис. 37. Схема вариатора В. Миронова:

/ - грузик центробежного регулятора; 2 - коробка реверса; 3 - шлицевая втулка; 4 - вал привода; 5 - рукоятка

реверса; 6 - клиновидный ремень; 7

ведущие полушкивы; 8 - направляющие реверса; 9 - пружина; 10 - колесный ведомый шкив



Ведомый шкив (рис. 36) также состоит из двух дисков. Но здесь неподвижный диск посажен на шлицы выходного вала. Он имеет шесть направляющих штырей, по которым в осевом направлении скользит подвижный диск шкива. Штыри также передают крутящий момент. Подвижный диск поджимается пружиной, чтобы обеспечить необходимое натяжение ремней.

Другой вариатор с клиноременной передачей был применен на автомобиле В. Миронова. Он представляет собой видоизмененную и упрощенную конструкцию вариатора, изображенного на рис. 34. Схема вариатора В. Миронова изображена на рис. 37.




Рис. 38. Колесный редуктор автомобиля «Нейва»:

1 - фланец; 2 - корпус; 8, 13 - подшипники; 4, 12 - верхняя и нижняя шестерни; 5, 11 - подшипники; 6, 10 -торцовые крышки; 7 - ведомый вал; 8 - фланец; 9 - ведущий вал; 14 - крышка с сальником

Ведущие шкивы вариатора, состоящие из двух раздвижных полушкивов, под действием грузиков могут сближаться и тогда клиновой ремень переходит на более высокую окружность. При этом возрастает скорость вращения ведомых шкивов, связанных с колесами автомобиля.

В конструкции вариатора имеется реверсивный узел из конических шестерен, который может с помощью рукоятки реверса изменять направление вращения ведущих шкивов. Сама коробка реверса может перемещаться по направляющим, когда ремень переходит на больший диаметр. Ремень остается всегда натянут, так как коробка реверса упирается в пружину.

Как видно из схемы вариатора, его конструкция чисто механическая и вполне доступна самодеятельным автостроителям. К тому же он имеет преимущества перед конструкцией вариатора «ДАФ». Он включается в работу при 900 . . . 950 об/мин, тогда как вариатор «ДАФ» начинает передавать крутящий момент при частоте вращения 1000 . . . 1100 об/мин. В вариаторе В. Миронова не требуется вакуумных камер.

Недостатками вариаторов является сравнительно быстрый износ ремней. У вариатора В. Миронова есть особенность, исключающая пробуксовку ремня на холостых оборотах. Когда не действует центробежный регулятор, ремень может вращаться или оставаться неподвижным, касаясь наружных обойм подшипников, помещенных между сдвигаемыми ведущими полушкивами. В настоящее время для повышения долговечности ременной передачи зарубежные фирмы изготавливают ремни особого профиля, позволяющие включать в них стальные ленты.

Для повышения проходимости автомобилей за счет увеличения клиренса в трансмиссию часто включают колесные редукто-



Рис. 39. Редуктор заднего моста автомобиля «Нейва»:

1 - крышка корпуса; 2 - вилка; 3 - корпус; 4 - стакан; 5 - вал ведущей шестерни; 6 - фланец карданного вала; 7 - пластины; 8 - сухарь; 9, 13 - шарикоподшипники; 10 - шестерня привода спидометра; 11 - роликовый радиально-упорный подшипник; 12 - полуось; 14- крышка дифференциала; 15 - привод спидометра; 16 - кольцо блокировки; 17 - главная передача; 18 - крышка карданного вала; 19 - фланец полуоси




Рис. 40. Сварной корпус редуктора заднего моста с соединительной втулкой автомобиля «Микрус»

ры. Интересна конструкция колесных редукторов, примененных на автомобиле «Нейва» А. Фомина. Они закреплены непосредственно на коробке передач. Каждый из них одноступенчатый с наружным зацеплением шестерен (рис. 38). Верхние шестерни посажены на шлицы валов, а нижние - на шлицы ведомых валов, которые имеют на конце фланцы для соединения с полуосями передних колес. С торцов валы закрыты крышками с уплотнениями. Ступицы фланцев проходят через эти уплотнения. Шестерни и валы редукторов изготовлены из стали 40Х и подвержены термообработке.

В автомобиле «Нейва» много оригинальных конструктивных решений. Так, например, редуктор заднего моста, взятый от автомобиля ЗАЗ-965А, в сборе с дифференциалом помещен в сварной корпус с крышкой (рис. 39). В пазы ступиц полуосевых шестерен дифференциала вставлены полуоси, на концах которых установлены фланцы для подсоединения карданных валов, передающих вращение задним колесам. Вал ведущей шестерни проходит в стакане с двумя подшипниками, имеющем крышку с уплотняющей манжетой. Заканчивается вал фланцем для присоединения кардана. В середине вала имеется шестерня привода спидометра.

Сварной корпус редуктора главной передачи применен на автомобиле «Микрус» (рис. 40). Этот корпус несколько тяжелее, но проще в изготовлении.

Применяя карданные соединения, следует помнить, что допустимый постоянный угол работы кардана не более 7°, а наибольший угол не должен превышать 15 . . . 17°. Для передачи равномерного (с одинаковыми угловыми скоростями) вращения


Рис. 41. Схема соединения карданной передачи:


а - карданный шарнир; б в - редуктор заднего моста

вал кардана;

Рис. 42. Схема гидравлического привода на автомобиле

в карданной передаче должно быть два шарнирных узла. Соединять их можно по схемам, показанным на рис. 41.

Карданные сочленения усложняют механические передачи и делают их менее надежными. Развитие независимой подвески колес требует установки карданных сочленений. Избежать их можно, если в трансмиссии применять гидравлические передачи (рис. 42). В них энергия двигателя передается жидкостью, циркулирующей по тонким трубам. В этих передачах гидронасос, устанавливаемый на двигателе, придает рабочему телу, которым является жидкость, давление в десятки и даже сотни атмосфер. Гидромоторы, установленные на колесах, преобразуют давление жидкости такой трансмиссии. В настоящее время в технике применяются компактные насосы, развивающие давление 20,6 . . . 25,4 МПа. Промышленность выпускает гидромоторы и вспомогательные устройства, на основе которых можно создать свою гидравлическую трансмиссию.

В настоящее время гидравлическую трансмиссию для автомобилей-вездеходов, имеющих невысокие скорости движения, можно создать, используя в ней гидромотор-колесо (ГМК), применяемое в сельскохозяйственных машинах.

ГМК создается на базе аксиально-поршневого гидромотора с механическим редуктором. В качестве агрегата, создающего давление в системе гидравлической трансмиссии, могут использоваться насосы переменной производительности НП-90 с номинальным давлением 21 МПа, способные создавать давление в системе до 35 МПа. Такие насосы выпускаются Кировоградским заводом «Гидросила».



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50