Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

При проектировании рулевого привода определяют размеры рычагов рулевой трапеции, углы их наклона по отношению к продольной оси автомобиля и подбирают необходимые передаточные числа рычажного привода к управляемым осям. Эти расчеты и последующую проверку лучше выполнять графически, вычерчивая в масштабе схему элементов рулевого управления в плане и вид сбоку. Желательно вычертить положение одного из элементов в нескольких позициях и геометрически связать положение всех остальных звеньев. Графическая проверка позволяет убедиться, что перемещение рычагов подвески колес при наезде последних на неровности дороги не будет мешать перемещению рычагов рулевого привода и трапеции и наоборот. Этой проверкой окончательно корректируются размеры элементов рулевой трапеции и привода, а также углов наклона по отношению к продольной оси автомобиля.

Элементы трапеции графически определяют следующим образом. Вычерчивают схему автомобиля, указав на ней расстояние между осями поворотных цапф и базу автомобиля. Углы наклона поворотных рычагов, соответствующих прямолинейному движению автомобиля, выбирают такими, чтобы осевые линии этих рычагов пересеклись на осевой линии автомобиля в некоторой точке Е (рис. 76). Эту точку можно определить, если принять расстояние до нее равным (0,7 . . . 0,9) L.

Положение поперечной рулевой тяги и ее величину Т вначале определяют расчетным путем, приняв отношение длины поворотных рычагов к длине поперечной рулевой тяги равным 0,12 . . . 0,14. Затем точность кинематики трапеции проверяется графически; при этом расхождение соотношения между углами поворота управляемых колес ctg а - ctg ft = JX/L должно быть наименьшим.

Чтобы учесть увод шип, возникающий из-за их эластичности, при построении трапеции рекомендуется брать не действительный размер базы автомобиля L, а увеличенный на 25%.

При движении автомобиля на колеса действуют внешние силы, стремящиеся повернуть их вокруг вертикальной и горизонтальной осей, и при наличии зазоров в сочленениях рулевого управления колеса могут занять отличное от заданного рулевым колесом положение. Во избежание этого колеса устанавливаются с некоторым наклоном. Поэтому под действием возникающих на колесах сил они сами возвращаются в исходное положение. Это называется стабилизацией управляемых колес. А углы наклона к вертикали и горизонтали, направленной вдоль оси автомобиля, а также углы отклонения осей поворота от вертикали носят название углов стабилизации управляемых колес автомобиля (рис. 77). В табл. 26 приведены параметры установки колес отечественных автомобилей.

В конструкции самодельных автомобилей следует применять

шаровые пальцы, сухари, пружины и другие детали от стандарт-



Рис. 76. Определение размеров рулевой трапеции

Рис. 77. Угл1 стабилизации управляемых колес

ных автомобилей. Можно изменить только длину готовой рулевой тяги. После ее обработки (резки, сварки) необходимо произвести отпуск с последующей нормализацией. Рулевые механизмы тоже следует брать серийные. Только в тихоходных и небольших по массе автомобилях для детей можно создавать свои оригинальные рулевые управления.

При конструировании рулевого управления необходимо правильно подобрать передаточное отношение рулевого привода и рулевого механизма. При этом следует исходить из максимальных углов поворота управляемых колес, которые не должны про

9. 165



Таблица 26

Параметры установки передних колес отечественных автомобилей

Марка

Угол развала

Наклон шкворня (оси поворота)

вхождение

колес (угловая мера), (мм*)

Соотношение углов

ТТГ / ТГ\ f\ ГЪ. 5

поперечный

продольный

поворота **

ЗАЗ-965 ЗАЗ-966

0° 40 ± 20 0°20 Г

4°20 4°20

2°30 2°30

0° 0°20(0 3) 0°07 0°13

17° 17°

3A3-968

ЛуАЗ-696А

«Москвич-2140,

0° 10 о°5О 0° 15 Г15

4°30

5°30

0°20 1°20

0°08 0°30

(1--3)

о°10~ 0°18

17°407

-2138, -2136»

ВАЗ-2101, -21011, -2105 ВАЗ-2103, -2106, -2107

ВАЗ-2121

0°25 0°45

0° 28 ± 20 0° 30 ±20

6°10 6°06

3°30-4°30 4° ± 20 3°30±30

(1-2) 0°16 0°58

(2-7)

0°17 Г 08 (9 7\

0314 0°30

16°30

ГАЗ-21 ГАЗ-24

0° ±30 0° ±30

5°20 4°30

6°40Ч-1° 0° 1 °

(2-4)

э 10 - П°9Г/

(1,5-3) 40 0°25

(1,5-3)

18°30 18°30

В скобках даны значения (в мм) замера по выпуклой части боковины на высоте 200 мм. Значения соответствуют углу поворота наружного колеса при повороте внутреннего на 20°.

вышать 40 ... 45° при повороте рулевого колеса на 1,5. .,3,0 оборота в каждую сторону. Это будет соответствовать угловому передаточному числу 12 ... 25. Угловое передаточное число рулевых управлений автомобилей «Москвич» и «Запорожец» равно 17, а мотоколяски- 10,5. В табл. 27 приведены типы рулевых механизмов и их передаточные числа для отечественных легковых автомобилей.

Угловое передаточное число рулевого управления £/упр, представляющее собой отношение угла поворота рулевого колеса к углу поворота управляемых колес, есть произведение передаточных чисел рулевого механизма UM и рулевого привода


Под угловым передаточным числом рулевого механизма понимают отношение углов поворота колеса и вала сошки или соответственно угловые скорости их вращения:


углы поворота рулевого колеса

- элементарные и вала сошки;

Wviy Wc - соответственно их угловые скорости.

Передаточное число рулевого привода зависит от соотношения плеч рычагов привода и может быть определено как отношение плеч рычага поворотной цапфы и рулевой сошки:


Обычно рекомендуется выдерживать передаточное число рулевого привода в пределах единицы. Однако если имеется готовый рулевой механизм, но требуется другое передаточное число для проектируемого автомобиля, то можно изменить общее передаточное число рулевого управления, подбирая соответствующие длины рычагов поворотной цапфы и рулевой сошки.

Таблица 27

Рулевые механизмы отечественных легковых автомобилей и мотоколясок

Тип рулевого механизма

Передаточное

число

рулевого механизма

Применяемость

Шестерня с рейкой

10,5

Мотоколяска СЗА

Глобоидальный червяк и трехзуб-

15,0

«Москвич-401»

чатый сектор

Глобоидальный червяк

двух-

16,1

«Москвич-2138, -2136, -2140,

гребневым роликом

-412ИЭ», Иж-2125

Глобоидальный червяк

ролик

16,4

ВАЗ-2101, -2104, -2103, -2106,

ВАЗ-2121 «Нива»

Глобоидальный червяк

двух-

17,0

ЗАЗ 965, -968А, -968М; «Моек

гребневым роликом

вич-407»; ЛуАЗ-968М

Глобоидальный червяк

двух-

18,2

М-20 «Победа», ГАЗ-21

гребневый ролик

Глобоидальный червяк

трех-

19,1

ГАЗ-24, ГАЗ-3102

гребневым роликом

Шестерня с рейкой

20,4

ВАЗ-2108, -2109

Шестерня с рейкой

24,0

«Москвич-2141»



Если в рулевое управление предполагается включить какие-либо элементы собственной конструкции, необходимо выполнить хотя бы небольшой проверочный расчет. При расчете коэффициент полезного действия для червячных рулевых механизмов принимается равным 0,5, а для механизмов реечного типа до 0,8. Общий КПД рулевого управления для автомобилей с одной управляемой осью можно принять равным 0,5 . . . 0,7.

При расчете можно исходить или из максимального момента, прилагаемого к рулевому валу, или из момента сопротивления повороту колес на месте. В последнем случае для расчета можно воспользоваться полуэмпирической формулой, которая дает результаты, достаточно близкие к действительности (Н-м):


- нагрузка на колесо, Н; -коэффициент сцепления;

- давление воздуха в шине, МПа. После этого нетрудно рассчитать силу

по фор муле:

на рулевом колесе



плечо рулевой сошки, м; плечо поворотного рычага, м; радиус рулевого колеса, м; передаточное число рулевого механизма; КПД рулевого управления.

Рис. 78. Конструкция травмобезопасной рулевой колонки:

/ - передняя часть рулевой колонки; 2 - пружина; 8 - задняя часть рулевой колонки (вала); 4 рычаг; 5 - соединительный шарнир рычагов; 6 - шарнир крепления рычага

В самодельных конструкциях вал рулевого управления чаще всего изготавливают либо подбирают из существующих. Рассчитывая его на прочность, следует определить возникающие в нем напряжения от кручения и произвести расчет на жесткость, используя формулы сопротивления материалов или деталей машин.

Для изготовления деталей рулевого управления следует применять следующий материал. Для червяка, винта рулевого механизма - стали 35Х, 20ХН2М или АСЗОХМ. Вал рулевого механизма- из сталей 10, 20, 35. Рейку можно изготовить из углеродистой стали 45 с последующей термообработкой (закалкой и отпуском). Для вала рулевой сошки применяют стали ЗОХ, 40Х, ЗОХМ. Для рычагов поворотных цапф и рулевых сошек - стали 35Х, 40Х, ЗОХГМ, 40ХН. По новым правилам конструкции рулевых управления, отличающиеся от стандартных, должны пройти испытания; на их применение необходимо получить разрешение в НАМИ.

Для повышения безопасности водителя при столкновениях автомобилей применяют травмобезопасные рулевые колонки. Примером может служить травмобезопасный механизм, разработанный ВНИИ охраны труда в сельском хозяйстве (рис. 78). Этот механизм устанавливается в разрез вала рулевой колонки и имеет три пары рычагов, соединенных попарно общими шарнирами. Концы рычагов шарнирно связаны с частями рулевого вала и расположены под углом 120°.

В обычных условиях такой механизм позволяет передавать крутящий момент. При столкновении автомобиля с препятствием и ударе водителя о рулевое колесо происходит смещение передней или задней части вала. Рычаги складываются, а энергия удара поглощается растягивающими пружинами, которые соединяют средние шарниры.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормозная система автомобилей, состоящая из тормозов и их привода, предназначена для снижения скорости движения вплоть до полной остановки при минимальном тормозном пути. Она позволяет сохранять заданную скорость при движении под уклон, а также обеспечивать неподвижность автомобиля на стоянках. Таким образом, тормозная система характеризует тормозные свойства автомобиля (как иногда называют тормозную динамику).

В соответствии с современными требованиями у автомобиля должны быть тормозные системы, выполняющие различные функции. Основная - рабочая тормозная система, предназначена для уменьшения скорости движения вплоть до полной остановки



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50