Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Рис. 91. Бездверный кузов автомобиля с открывающимся колпаком


На некоторых моделях самодельных автомобилей вместо дверей применяется сдвижной колпак. Это обеспечивает жесткость кузова за счет отсутствия дверных проемов. Верхний колпак можно сделать не сдвигающимся, а откидывающимся, как, например, у автомобиля, показанного на рис. 91. Подробнее о конструкции дверей и элементов кузова можно прочитать в книге В. К- Штробеля «Современный автомобильный кузов»

(М.: Машиностроение, 1984).

Можно изготовить кузов со съемным легким тентом или же типа кабриолет, когда сдвигается только легкий верх крыши, а боковые стекла вместе с окантовкой остаются на месте.

Удобство расположения водителя и пассажиров в автомобиле зависит от конструкции кресел. При посадке человека его поза должна быть такой, чтобы обеспечивались необходимые суставные углы. Наиболее простой способ решить эту проблему - использовать сиденья стандартных автомобилей. Однако не всегда удается вписать их в создаваемый кузов. Само же сиденье должно обеспечивать наименьшее давление нз тело человека и в то же время гасить часть колебаний, передаваемых ему через кузов. На рис. 92 показана конструкция обычного сиденья, которое состоит из трубчатого каркаса 5, для изготовления которого берутся трубы диаметром 20 ... 25 мм с толщиной стенки 1,5 мм, салазок 6 для регулирования положения сиденья, пружин 7, матраца 4 и обивки 3. Салазки и механизм регулировки положения лучше всего взять от стандартного автомобиля. Обивка изготавливается из прочной обивочной ткани. При открытых кузовах сиденье должно быть обито кожей, дерматином или автобимом.

Можно также изготовить сиденья с каркасом из металлических пружин или из резиновых лент, а также сиденья полужесткого типа на листовом каркасе. На такой пружинящий каркас накладывается матрац из губчатой резины, поролона, ваты, шерсти. Сверху все это покрывается обивочным материалом, который закрепляется на каркасе шурупами или шнуровкой.

После окончательной сборки всех элементов кузова, уста-

Рис. 92. Основные части мобильного сиденья:

1 - подушка; 2 - спинка; 3 - обивка; 4 матрац; 5 - остов (каркас); 6-салазки; 7-пружины (амортизирующий элемент)


авто-

новки сидений, размещения необходимых приборов и вспомогательного оборудования следует обшить внутреннюю часть кузова. Все элементы подбираются согласно авторскому замыслу в соответствии со вкусами конструктора. Однако автомобиль обязательно должен быть оборудован ремнями безопасности и средствами пожаротушения, которые обязательно размещаются в салоне автомобиля.

В любительском автостроении имеется опыт использования аварийных кузовов. Например, с пострадавшего автомобиля используют панели днища (которые не повреждены) и к ним приваривают каркас. Часто используются элементы серийных автомобилей, имеющихся в продаже. Например, можно взять под-моторные лонжероны от различных автомобилей и использовать их в своих конструкциях. Они имеют точки крепления двигателя и элементов подвески, что значительно облегчит изготовление кузова и позволит сэкономить силы и средства.

Этот список использования серийных узлов можно было бы продолжить, но сам самодеятельный конструктор проделает это лучше, когда начнет создавать свой автомобиль.

Изготовление кузова - не только трудоемкий процесс; он требует много различных навыков, смекалки и уменья. При всем этом кузовные работы должны выполняться очень тщательно. Это обеспечит не только соответствующий эстетический вид



вашему автомобилю, но и сделает его более долговечным. Ведь иногда небольшое упущение ухудшает эксплуатационные качества кузова. Так, например, если на крыше кузова не будет желобков для стока воды или их размер недостаточен, это приведет к попаданию воды внутрь салона через всевозможные неплотности в дверных проемах и в окнах.

УСТРОИСТВ<Г ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Автомобиль, созданный руками умельцев, вольется в общий транспортный поток. Из общего числа происшествий, происходящих с транспортными средствами, 80 ... 85% приходится на долю автомобилей. Об этом следует всегда помнить, работая над конструированием автомобиля. От безопасности каждого автомобиля зависит безопасность движения на дорогах в целом.

Автомобиль должен быть безопасным в любое время, при любой погоде, в любых дорожных ситуациях. Причем его безопасность должна сохраняться на протяжении всего времени эксплуатации, т. е. безопасность автомобиля прямо зависит от надежности его конструкции.

Безопасность автомобиля подразделяется на активную и пассивную. Под активной подразумевается свойство конструкции автомобиля предотвращать и снижать вероятность дорожно-транспортного происшествия. Она проявляется в тот период, когда водитель в состоянии изменить характер движения автомобиля. Под пассивной безопасностью подразумевают свойство конструкции автомобиля уменьшить тяжесть дорожно-транспортного происшествия. Она проявляется в тот период, когда водитель, несмотря на принятые меры, уже не может изменить характер движения автомобиля, чтобы предотвратит!) аварийную ситуацию.

Активная безопасность автомобиля обеспечивается рациональной его конструкцией, использованием так называемых анатомических сидений, соответствующих форме тела человека, с подголовниками, применением обогрева ветрового стекла и даже зеркала заднего вида, устройством на фарах стеклоочистителей, наличием на тормозах противоблокировочных устройств, а в кабине - противосолнечных козырьков, наличием в конструкции устройств для контроля скорости движения и работы отдель-



ных агрегатов, а также и сигнализации об их неисправной работе.

Пассивная безопасность обеспечивается конструкцией бампера, наличием в автомобиле ремней безопасности, приданием необходимой жесткости кабине и др. В технических требованиях к легковым самодельным автомобилям указывается, что при вагонной компоновке обязательна установка дуг безопасности диаметром не менее 50 мм и дополнительных энергопоглощающих буферов.

Чтобы обеспечить необходимую безопасность на дорогах, сконструированный автомобиль должен обладать определенной тяговой динамикой, которую можно улучшить уменьшением массы автомобиля, применением коробки передач с большим числом ступеней и с синхронизаторами, а также применением электромагнитного сцепления.

Улучшение тормозной динамики достигается применением противоблокировочных устройств и усилителей тормозного привода. Все это несколько усложняет и удорожает конструкцию, но значительно повышает безопасность автомобиля.

Хорошая управляемость автомобиля - еще один фактор, влияющий на безопасность движения. При плохой управляемости действительное направление движения автомобиля не совпадает с желаемым и требуются дополнительные управляющие воздействия водителя, что значительно увеличивает его нервно-психическое напряжение.

Очень важно при сборке автомобиля выбрать свободный ход рулевого колеса и усилие, которое требуется при его повороте. Большое усилие осложняет действия водителя по управлению и ухудшает управляемость автомобиля. Если рулевое управление без усилителя, предельное усилие на ободе рулевого колеса легковых автомобилей не должно превышать 140 Н, с усилителем 180 Н. Свободный ход рулевого колеса при приложении к нему усилия в 7,35 Н не должен быть более 10°.

Активная безопасность зависит и от цвета окраски кузова. Самыми безопасными являются оранжевый, желтый, красный и белый цвета. Важным также является хорошая видимость автомобиля в ночное время. Так, в свете фар ночью хорошо видны автомобили, у которых на бампер, номерной знак нанесена специальная краска с включением световозвращающих частей.

Для снижения напряжения зрения части, находящиеся постоянно в поле зрения водителя, необходимо окрашивать в темные тона с малым коэффициентом отражения. Улучшает активную безопасность продуманное расположение приборов на панели и достаточная обзорность с места водителя. Следует иметь в виду, что при аварии часто повреждаются рулевое колесо и рулевое управление, панель приборов, ветровое стекло и двери.

Как же все-таки обезопасить водителя, если наезд или столкновение произошли? Для этого используются различные


Рис. 93. Жесткий защитный каркас, обеспечивающий безопасность в салоне автомобиля:

/.......защитный каркас; 2 - легко сминающаяся часть кузова

приемы пассивной безопасности. Для смягчения удара, уменьшения инерционных нагрузок делают менее прочными переднюю и заднюю части автомобиля. Пространство же, где размещаются люди, защищают более жестким каркасом (рис. 93). У автомобилей рамной конструкции ослабляют лонжероны и поперечины, применяя, например, хрупкие материалы, которые в первую очередь деформируются или разрушаются при ударе.

При переднем расположении двигатель устанавливают на специальной рычажной подвеске для исключения его перемещения при ударе в салон. Поэтому при ударе двигатель опускается под пол кузова.

Большую опасность для водителя представляют жесткие рулевые валы. При встречных столкновениях картер рулевого управления вместе с рулевой колонкой смещается в сторону водителя. Тело водителя деформирует рулевое колесо и приходит в соприкосновение с его ступицей и рулевым валом. Поэтому для защиты водителя от травм ступицы рулевого колеса делаются большого диаметра и покрываются упругими оболочками. Энергию удара также поглощают мягкие накладки рулевого колеса и энергопоглощающие элементы (сильфоны).

В автомобилях применяют так называемые безопасные рулевые валы. Конструкция их весьма разнообразна. Это могут быть рулевые валы с карданами. Помимо обеспечения пассивной безопасности такие валы позволяют водителю удобнее садиться и выходить из автомобиля, так как могут отклоняться в сторону. В рулевую колонку или рулевой вал встраиваются защитные элементы, поглощающие кинетическую энергию, а также разрушающиеся или деформирующиеся в результате больших нагрузок. Примером может служить рулевое управление автомобилей «Москвич» и ГАЗ-24 «Волга».



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50