Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

100... 150 см3 больше другого, укрепляется на специальном кронштейне так, чтобы он был расположен выше бачка, который будет служить мерным бачком. Для сливного бачка можно использовать полиэтиленовую канистру, которую необходимо расположить ниже бачков-резервуаров и карбюратора.

Перед заездами мерное устройство должно быть оттарирова-но. Для этого после заполнения резервуаров до уровня верхнего конца сливных трубок необходимо сливать из каждого бачка бензин в мензурку с делениями и по этим измерениям нанести шкалу расхода бензина на поверхности резервуаров. Зная диаметр фляги, можно сделать шкалу на ней, применяя аналитический метод вычисления объема.

В процессе дорожных испытаний отмечаются субъективные ощущения по плавности хода автомобиля, его проходимости и устойчивости на поворотах (отмечается, нет ли заноса), при движении автомобиля на различных скоростях. Обязательно во время испытаний проверяется работа приборов и оборудования.

Во время испытаний необходимо внимательно следить за крепежом, проверять состояние регулируемых узлов.

После изготовления и испытания автомобиля он должен быть зарегистрирован в Государственной автомобильной инспекции. Эксплуатация на улицах городов, населенных пунктов и дорогах общего назначения автотранспортных средств, не зарегистрированных Госавтоинспекцией, не разрешается. Микролитражные автомобили (кроме спортивных), мотоколяски, прицепы ко всем мотоциклам, мотороллерам, автомобилям, сконструированные и изготовленные самостоятельно, регистрируются по месту жительства лицом, которое изготовило это транспортное средство и будет его эксплуатировать.

Прежде чем начать оформление сконструированного автомобиля в ГАИ, необходимо получить акт контрольно-технической комиссии. Такие комиссии создаются из членов ДОАМ и работают под руководством республиканской, краевой или областной организаций ДОАМ.

Контрольно-техническая комиссия составляет «Акт технической экспертизы» в соответствии с установленным образцом. Акт, отражающий основные параметры и технический уровень конструкции созданного автомобиля, предъявляется в органы Госавтоинспекции для регистрации автомобиля.

При оформлении автомобиля в ГАИ необходимо иметь товарные чеки и ярлыки на приобретенные основные агрегаты и детали автомобиля, справки, подтверждающие законность приобретения материалов, справку-счет на двигатель или блок двигателя, фотографии автомобиля с трех сторон, схему (чертеж) автомобиля. Если отдельные работы выполнялись на предприятии, необходимо иметь разрешение на производство работ.

После регистрации в ГАИ и получения номерных знаков автомобиль может эксплуатироваться на всех дорогах.

АВТОМОБИЛИ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Самодеятельные автоконструкторы не только работают над созданием автомобилей обычного типа, предназначенных для перемещения по дорогам, но пытаются спроектировать и изготовить автомобили специального назначения. Это автомобили для спорта-багги и карты, автомобили-амфибии, а также транспортные средства для использования их в лесистых, болотистых, заснеженных районах. Для заснеженных районов с длительными зимами любителями создаются различные конструкции аэросаней и мотонарт. Интересующимся аэросанями рекомендуем книгу И. Н. Ювенальева «Юным конструкторам аэросаней» (М.: Детская литература, 1966).

ВЕЗДЕХОДЫ

Из вездеходов, перемещающихся по воде и суше, одно время получили распространение машины, названные вначале амфика-ры. Это небольшие, сравнительно небыстрые вездеходы, представляющие собой как бы ванну на колесах (рис. 122). Число колес такого автомобиля колеблется от четырех до шести. Колеса каждого борта, соединенные, как правило, цепной передачей друг с другом, вращаются с одинаковой угловой скоростью. Крутящий момент к каждому борту передается через фрикционные муфты поворота и вариаторы. По воде автомобиль перемещается за счет вращения колес. Для увеличения скорости движения по воде иногда устанавливается подвесной лодочный мотор или используется водометный движитель.

Поворот осуществляется торможением колес правого или левого борта. Управление осуществляется с помощью рычагов. Такое управление настолько эффективно, что не требует заднего хода, так как радиус разворота не превышает двух метров.



В качестве примера такой конструкции вездехода рассмотрим машину, созданную в лаборатории малогабаритной техники КЮТ Новосибирского академгородка (рис. 123). Кузов автомобиля каркасного типа, имеет сварную раму из труб 015 мм, которая обшита стальными листами толщиной 1 мм. В качестве двигателя взят мотор от мотоцикла Иж-56, оснащенный генератором и стартером. Крутящий момент от двигателя через дифференциал, взятый от мотоколяски, передается на средние колеса правого и левого бортов. Каждое из этих колес соединено с остальными колесами своего борта цепной передачей.

На средних колесах установлены тормозные колодки. С помощью этих тормозов осуществляется поворот. Тормозной механизм колес одного из бортов приводится в действие рычагом управления, и они затормаживаются. Так как в это время двигатель продолжает вращать колеса другого борта, машина поворачивается. В автомобиле отсутствует педаль тормоза и торможение осуществляется после отключения сцепления притормаживанием колес сразу обоих бортов. Все колеса у машины ведущие. Двигатель с дифференциалом соединяется с помощью цепной передачи. Колеса взяты от мотоколяски, но для улучшения проходимости и смягчения толчков при движении давление в них должно быть в пределах 0,8 ... 1 кгс/см .

Хорошими вездеходами зарекомендовали себя машины с шинами низкого давления. Примером такой конструкции может служить колесный вездеход, построенный жителем г. Череповца А. Громовым (рис. 124). Пневмоходу Громова практически нет преград. Он хорошо перемещается по болоту, песку, кочкам, лугу и среди деревьев.

Машина представляет собой конструкцию с ломающейся рамой и широкопрофильными шинами низкого давления. Рама при движении, постоянно изгибаясь, как бы отслеживает рельеф местности. Всечетыре колеса у машины ведущие и постоянно находятся в контакте с поверхностью. Кинематическая схема показана на рис. 125.

Ходовая часть машины в виде рамы состоит из двух частей, соединенных посредине шарниром с вертикальной осью вращения. Передняя часть, на которой установлены двигатель, мост, топливный бак, сиденье водителя и органы управления, представляет собой жесткий сварной узел. Задняя часть рамы, на которой крепятся мост, тормоз и съемный кузов, подвижная, имеющая шарнир с горизонтальной осью вращения.

Двигатель от мотороллера ВП-150М для уменьшения места расположен поперек; это обеспечивает наиболее благоприятное охлаждение двигателя. Крепится он с помощью кронштейнов, размещенных на кожухе дифференциала под цилиндром двигателя, на правой балке моста под картером и на кожухе цепной передачи. Органы управления, педали сцепления и газа вынесены на балки переднего моста. Отработанные газы из цилиндра по


Рис. 122. Принципиальная схема вездеходной машины (амфи-кара):

/ - кузов; 2 - рычаги управления; 3 - сиденье; 4 - коробка передач; 5 - двигатель; 6 - дисковые тормоза; 7 - привод на ведущие оси; 8 - колесо

Рис. 123. Вездеход, построенный в КЮТ Новосибирского академгородка


гофрированному патрубку попадают в левую несущую трубу рамы и затем в выхлопную трубу под сиденьем.

Крутящий момент от двигателя цепной передачей передается к карданным валам и далее через конические шестерни и дифференциалы к полуосям мостов.

Колеса на машине просты по конструкции и состоят из алюминиевых ступиц, к торцам которых привинчиваются диски из того же материала. К дискам с помощью крючков и петель прикрепляются восемь брезентовых ремней, опоясывающих шину. Шина представляет собой две камеры размером 720X310 мм, вложенные одна в другую. Сверху камеры защищены брезентовой лентой, которая имеет складки, выполняющие роль грунто-зацепов.




Рис. 124. Пневмоколесный вездеход А. Громова


Рис. 125. Кинематическая схема трансмиссии пневмохода А. Громова:

1 - полуось Перед:него моста; -выходной вал двигателя; 3-цепная передача; -передний кардан-колеса 5~соенительное звено; -задний карданный вал; 7-дифференциал; S-полуось заднего


Рис. 126. Компоновочная схема шасси амфикара управления):

/ - колесо; 2-ступица колеса; 3 - рычаги управления фрикционами; передача к средней полуоси

Н. Корчагина (без рулевого

рама; 4 - цепная передача на переднее колесо; 5 - двигатель; 6 - 7 - цепная передача на заднее колесо; 8 - фрикцион; 9 - цепная

Другим примером вездехода-амфибии может служить амфи-кар Н. Корчагина (рис. 126). К раме из труб 50X2 мм крепится герметичный дюралюминиевый корпус клепаной конструкции и все остальные агрегаты. Двигатель Иж-56 с принудительным охлаждением. Передача от мотора на колеса цепная через дифференциал или фриционы от грузового мотороллера (рис. 127). Все колеса ведущие. Поворот машины осуществляется бортовыми фрикционами, а также с помощью рулевого управления реечного типа, соединенного с двумя передними колесами.

Колеса образованы ступицами от мотоколясок или грузового мотороллера с широкопрофильными шинами низкого давления, изготовленными самостоятельно. Диаметр шин 400 мм, ширина 200 мм, внутренний диаметр 130 мм. Материалом для изготовления шин служит сырая листовая резина толщиной 2 или 0,9 мм, прорезиненный корд и авиационный бензин. Технология обычная заводская с использованием самодельных пресс-форм, вытачиваемых из дюралюминия по форме колес. Вулканизатор сделан



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50