Запорожец Издания
менее 50 мм (рис. 140). Расстояние между внутренней стороной дуги и вертикальной плоскостью, проходящей через позвоночник водителя на высоте 600 мм над сиденьем водителя, должно быть не менее 200 мм. Продольное расстояние между вершиной дуги и шлемом гонщика не должно превышать 250 мм. Все колеса не должны иметь независимую подвеску. На багги можно использовать как серийную, так и самодельную подвеску. Так как автомобили предназначены для гонок по пересеченной местности, важно подобрать необходимые шины, предпочтительно с зимним рисунком или типа НИИШП-ралли. Для автомобилей по 4-й класс включительно допускается применение мотоциклетных колес с диаметром не более 19 дюймов и минимальной шириной 2,25 дюйма. С 5-го по 10-й класс минимальные размеры комплектного колеса 11,5 дюйма, посадочный диаметр 16 дюймов. Шины одной оси должны быть одинаковые. Багги должны иметь эффективные и надежные тормоза с раздельным двухконтурным приводом и стояночный тормоз ручного действия. Только на автомобилях 0-го и 1-го классов допускается одноконтурный привод для всех четырех колес. Багги должны иметь крылья, роль которых могут выполнять элементы кузова. При конструировании должны быть учтены все требования безопасного использования автомобиля и в соответствии с этим размещены агрегаты и использованы защитные экраны. Главные предохранительные дуги изготавливаются из стальных холоднокатаных бесшовных труб. При массе автомобиля до 300 кг их размер 35X2 мм; при массе до 700 кг - 42X2,5 мм; при массе до 1200 кг - 48X2,5 мм и свыше - 57X3 мм. Специальные кроссовые автомобили должны иметь два стоп-сигнала и задние габаритные фонари. В качестве последних могут быть использованы фонари любых автомобилей. Стоп-сигнал должен находиться на высоте от 0,5 до 1,5 м над уровнем земли. Кроме того, эти автомобили должны оборудоваться системой пожаротушения, аналогичной применяемой на гоночных машинах. Обязательно наличие буксирных крюков или проушин. Преимуществом этого вида технического творчества является то, что для изготовления багги используют не только новые узлы и агрегаты, но и снятые со старых и даже побывавших в аварии автомобилях. Конструирование багги открывает широкий простор для технического творчества, а поэтому создание подобных машин все больше и больше привлекает к себе самодеятельных автоконструкторов, особенно молодых. Этому способствует и то, что к соревнованиям на багги допускаются спортсмены, достигшие 14-летнего возраста и не имеющие водительских удостоверений. Вместо водительских прав им выдается лицензия. Лицензию могут выдавать районные и городские комитеты ДОСААФ, спортивно-технические клубы, ДЮСТШ и СЮТ Дворцов пионеров., Рис. 141. Компоновочная схема спортивного автомобиля «Багги-ТМ»: / - рычаг подвески заднего колеса; 2- выхлопная система; 3 ....-двигатель; 4-.....пружины подвески заднего колеса; 5 - воздушный фильтр; 6 - бензобак; 7 - зеркало заднего вида; 8.....-защитные дуги; 9 - кузов; 10-рычаг подвески переднего колеса; -торсионный передний мост; 12 •- цельносварная рама В табл. 35 приведены технические характеристики некоторых багги, созданных любителями. Как компонуется и проектируется автомобиль типа багги, рассмотрим на примере «Багги-ТМ», разработанного обществен-нхм КБ журнала «Техника - молодежи» (рис. 141). Основными частями его являются узлы и агрегаты серийных автомобилей «Запорожец». Двигатель расположен в задней части машины, что позволяет получить достаточную сцепную массу на ведущих колесах. Основой автомобиля служит цельносварная рама из холоднокатаных бесшовных труб. К ней крепятся передняя и задняя подвески. Кроме подвески, смонтированы силовая установка, передний и задний мосты. Кузов состоит из нескольких панелей несложной конфигурации из стеклопластика. На рис. 142 изображен багги, созданный на основе агрегатов автомобиля ВАЗ-2101. Двигатель расположен за спинкой сиденья водителя, а поэтому при задних ведущих колесах передача на карданный вал осуществляется через зубчатое зацепление (промежуточный редуктор) на конце вала коробки передач. Этот промежуточный редуктор позволяет изменять передаточное число трансмиссии в зависимости от условий трассы. Кузов сделан из стеклопластика. Рис. 142. Багги, созданный на основе агрегатов автомобиля ВАЗ На рис. 143 показаны три различных компоновочных решения багги, созданного на базе мотоколяски СЗД. Основным элементом при изготовлении багги является рама (или каркас). На рис. 144 представлена конструкция рамы, разработанная на Московском экспериментальном механическом заводе. Основные несущие элементы - дуги безопасности и поперечная балка изготавливаются из трубы 0 35X2 (сталь ЗОХГСА). Однако ее можно заменить холоднокатаной трубой из обычных конструкционных сталей, но несколько большего сечения (0 40X2). На одну раму потребуется около 10 м таких труб, включая трубы 0 20X2, используемые для распорок подкосов и элементов каркаса, не несущих значительных нагрузок. Для косынок, кронштейнов, ребер жесткости, подсоединительных ушек потребуется стальной лист толщиной 2......2,5 мм. Днище машины, перегородки водительского отделения можно изготовить из стальных листов или алюминиевых, сплавов Д16, АМгб толщиной 0,6... 1,2 мм. На один автомобиль уходит не более четырех листов размером 1200X600 мм. На рис, 145 показан каркас в сборе баггк, разработанного студенческим конструкторским бюро Марийского политехнического института. В его конструкции использованы трубы из доступных конструкционных сталей. Для дуг безопасности и основных несущих элементов подвесок балки использованы трубы 0 42X2,5. Боковая защита изготовлена из труб 0 35X2,2. Остальные, менее нагруженные элементы-......трубы 0 32X2. �133 Таблица 35 Технические характеристики некоторых багги
Колея, мм База, мм Размер шин Масса, кг Источники информации 1220 1140 1050 1140 1290 1220 1530 (1500) 1200 1100 2710 1650 1650 1650 2100 2000 1690 2300 1950 1700 5,00 10 5,00-10 5,00-10 5,90-13 5,90-13 5,90-13 5,00-10 5,00-10 450 450 МК, 1976, № 3 ТМ, 1974, № 8 МК, 1980, № 3 МК, 1979, № 7 ТМ, 1973, № 10 ТМ, 1975, № 4 ТМ, 1975, № 4 МК, 1986, № 11 ЮТ для умелых рук, 1986, № 6 МК, 1976, № И 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
|