Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50

барабан на конце рулевого вала. Концы троса заделаны в рычагах поворотных цапф.

Электродвигатель самодельный, переделанный из промышленного. У него удалена обмотка статора и вместо нее поставлены постоянные магниты. В результате получился экономичный мотор с высоким КПД. Этот электромотор с двенадцатью банками аккумуляторов КН-28 может работать без подзарядки последних около семи часов при движении электромобиля со скоростью 5... 8 км/ч.

Электромобиль оборудован фарами, подфарниками и указателями поворотов. Электромотор установлен на стальной скобе, укрепленной внутри кузова в задней его части.

Электромобили становятся все более популярными. В настоящее время ряд заводов исследует, строит и испытывает электромобили. Не отстают в этом важном деле и любители. Какие же возникают проблемы при постройке электромобиля? Во-первых, необходимо добиваться максимального снижения его массы, так как в настоящее время пока трудно избавиться от громоздких и тяжелых аккумуляторных батарей. Во-вторых, необходимо продумать возможность быстрой смены блоков аккумуляторов, разработать простейшие системы управления, решить вопрос рекуперации электроэнергии. Наконец, подзарядку и питание аккумуляторов можно производить за счет энергии, получаемой от солнечных батарей.

В первую очередь электромобили будут развиваться как машины для городского транспорта. Такая машина может быть создана уже сейчас на основе стандартного электрооборудования и узлов от обычных автомобилей. Один из вариантов такого электромобиля предложил инженер Е. Кочнев. Он считает, что его миниатюрный электромобиль, рассчитанный на двух взрослых и одного или двух детей, пригоден для поездок по городу в течение нескольких часов без промежуточных подзарядок.

Предлагаемый проект электромобиля оснащается свинцово-кислотными батареями напряжением 12 или 24 В. Для увеличения запаса хода приходится брать шесть батарей, что увеличивает массу автомобиля. Поэтому они размещаются в нижней части кузова, посреди базы под передними сиденьями (рис. 164). В предлагаемой схеме компоновки электромобиля возможна установка четырех дополнительных батарей в пространстве между задними колесами. Но это уменьшает емкость багажника.

В качестве силового агрегата предлагается использовать два сериесных электродвигателя постоянного тока мощностью 3... 5 кВт. Электродвигатели устанавливаются на подрамнике поперек оси за первым рядом батарей. Каждый из электродвигателей через клиноременную или цепную передачу связан с одним из задних колес. Задняя подвеска при этом независимая на продольных рычагах. Ось качения соосна двигателям.

Если применить переднюю подвеску от автомобиля «Запоро-


Рис. 164. Компоновочная схема электромобиля для города:

/ - цепная передача; 2 - электродвигатели; 3 - аккумуляторные батареи; 4

передняя подвеска

жец» с двумя поперечными торсионами, последние будут создавать помеху для удобного размещения педалей. Поэтому предлагается видоизменить подвеску - верхний торсион ее разместить несколько выше и соединить с нижней рамой с-образной формы. Эта рама к тому же с внутренней стороны огибает переднюю панель кузова, играя роль специального защитного буфера. Безопасная рулевая колонка телескопического типа; тяги рулевой трапеции перенесены в верхнюю часть небольшого капота.

В качестве системы управления предлагается применить простой реостат барабанного типа, связав его с педалью управления. Реостатная система проста и безопасна, но в ней теряется энергия, поэтому более перспективны схемы на полупроводниковых управляемых вентилях (тиристорах) с импульсным методом регулирования тягового электродвигателя.

Кузов можно сделать из стеклопластика, боковые двери обычные на петлях. Но так как автомобиль предполагается в основном эксплуатировать в городе, для удобства его паркования двери лучше сделать сдвижными. Передние сиденья должны быть выполнены так, чтобы они в случае аварии не сдвигались со своего места. Доступ же к аккумуляторам может быть обеспечен, если последние разместить на выдвигающемся основании. Задние сиденья можно выполнить складными или съемными. Для доступа в багажный отсек задняя стенка электромобиля должна открываться вверх.

Проведенный расчет показал, что данная конструкция электромобиля должна иметь следующие технические характеристики. В зависимости от типа аккумуляторных батарей и двигателей он



Таблица 39

Любительские электромобили

Название, кем изготовлен

Количество мест

Источник тока

Двигатель

Габариты, мм

Масса, кг

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода, км

Источник информации

Количество

Длина

Ширина

Высота

Детский электро-

мобиль Ю. Кор-

шунова

2НКИ-24

МУ-431

1200

МК, 1968, № 4

«Аленушка»

А. Логвина,

г. Львов

12, А-30

1200

МК, 1981, № 8

Детский электро-

Свинцово-кис-

Генератор ав-

1470

МК, 1971, № 1

мобиль А. Степа-

лотный 6 В

томобиля

нюгина, с. Дивно-

«Москвич»

морское

«Крокодил Гена»

КН-28

Самодельный

МК, 1978, №10

КЮТ Челябинско-

го металлургиче-

ского завода

Электромобиль

2 + 2

Свинцово-кис-

6(10)

2700

1610

1500

МК, 1975, № 10

Е. Кочнева

лотный 6(12) В



может развивать максимальную скорость около 60 км/ч, что вполне достаточно для городских условий. Запас хода составит 65... 70 км без подзарядки батарей. Время подзарядки батарей 8... 9 ч. Собственная масса в зависимости от числа батарей 600... 800 кг. Длина 2500... 2700 мм, ширина 1500... 1600 мм, высота около 1500 мм.

В перспективе свинцовые аккумуляторы можно будет заменить железоникелевыми, имеющими меньшую массу, а удельную электроемкость на 20% выше.

Сейчас во всем мире ведутся интенсивные лабораторные исследования новых источников тока и новых аккумуляторных батарей. Уже существуют натриево-серные аккумуляторы, созданы образцы цинково-воздушных аккумуляторов, которые в пять-шесть раз легче свинцово-кислотных. Разрабатываются аккумуляторы на основе лития и хлористого никеля.

В табл. 39 приведены краткие технические характеристики электромобилей, созданных умельцами.

В перспективных моделях электромобилей возможна конструкция, когда двигатель непосредственно связан с колесом. Это так называемое мотор-колесо, где двигатель монтируется в ступицу колеса. Такого типа конструкции используются в се-рийнтх вездеходах. Из любительских конструкций можно рассмотреть мотор-колесо, созданное А. Титаренко для электророллера (рис. 165).

Колесо размером 400 X 100 от списанной машины для стрижки газонов устанавливается на ступицу, внутри которой размещен династартер ДС-1 от мотороллера Т-200. Династартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, который не боится перегрузок и развивает достаточный крутящий момент при трогании с места. В отличие от обычного электродвигателя у династартера вращающаяся часть размещена снаружи, а неподвижная внутри, что необходимо для мотор-колеса.

На рис. 166 приведена электросхема для привода двух мотор-колес. При включении двигателей в работу срабатывают два пусковых реле Р1 и Р2. В качестве реле могут быть использованы реле-регуляторы РР121 от мотороллера. При срабатывании реле соединяют обмотки электродвигателей с аккумуляторами. Управляются реле рычажным переключателем света В1, тоже взятым от мотороллера.

На мотор-колесе устанавливается тормоз ленточного типа, лента которого охватывает стакан, в котором размещен двигатель. Чтобы лента не соскальзывала, на стакане имеется ограничительный бурт.

Недостатки электромобиля, связанные с небольшой удельной мощностью, а также длительное время зарядки заствляют искать либо новые источники энергии, либо создавать гибридные



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50