Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15

СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ПРИБОРЫ

(Листы 24, 25, 26)

Приборы электрооборудования автомобиля включены единую систему по одно-проводной схеме. Отрицательные полюсы источников тока (генератора и аккумуляторной батареи) присоединены к ямассев, т. е. к кузову автомобиля. Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое, постоянного тока.

До 1966 г. постоянным источником тока на автомобиле служил двухполюсный генератор постоянного тока Г114. Схема электрооборудования автомобиля с генератором Г114 показана на листе 24. С 1966 г. автомобиль оборудуется генератором переменного тока Г501 с селеновым выпрямителем В310, реле-регулятором РР310 и реле-блокировки РБ1. Схема электрооборудования автомобиля с генератором переменного

Генератор типа Г114 - с шунтовым возбуждением и двумя щетками мощностью 160 вт. Максимальный ток отдачи 13 а при 3000 об/мин вала якоря. Установлен генератор в направляющем аппарате вентилятора и фиксируется винтом. Вал якоря вращается в двух шариковых подшипниках. На вал генератора установлено рабочее колесо вентилятора для охлаждения двигателя, приводимое во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Охлаждение генератора осуществляется через трубку защитной ленты. Минусовая щетка генератора соединена с его корпусом, провод щетки не изолирован. Плюсовая щетка изолирована, соединена с клеммой Я на корпусе генератора. На корпусе имеются клеммы Я, Ш и винт М, которые должны быть соединены с соответствующими клеммами реле-регулятора. Генератор работает совместно с реле-регулятором. Схема их электрических соединений показана на листе 26. При этом на схеме I показаны соединения реле-регулятора РР1О9 с генератором Г114 постоянного тока; на схеме II - соединения реле-регулятора РР310, реле блокировки РБ1, селенового выпрямителя В310, контрольной лампы работы генератора, реле стартера и стартера с генератором Г501 переменного тока; на схеме III - -соединения стартера с реле стартера, реле-регулятором РР1О9, катушкой зажигания и генератором П14 постоянного тока.

Одной из наиболее часто встречающихся неисправностей генератора, при которой он не дает тока в цепь, является загрязнение коллектора или износ щеток. Если неисправность генератора обнаружена в пути, то, чтобы доехать до гаража или ближайшего пункта технической помощи, следует отсоединить провода от зажимов Я и Ш реле-регулятора и изолировать их от «массы».

Уход за генератором Г114 состоит в следующем.

Ежедневно перед выездом надо убедиться в исправности генератора при работающем двигателе по контрольной лампочке заряда.

Через каждые 2000 км пробега проверить надежность и чистоту соединения проводов генератора и реле-регулятора, а также крепление генератора. Продуть генератор сухим сжатым воздухом (не снимая его с автомобиля). Продувку производить через вентиляционную трубу, предварительно отсоединив шланг.

Через каждые 6000 км пробега снять генератор вместе с направляющим аппаратом вентилятора для проверки состояния щеток и коллектора. Для выполнения этих операций разборку генератора производить не следует, а нужно использовать окна в корпусе, закрытые защитной лентой с вентиляционной трубой. Снять защитную ленту и осмотреть щетки и щеткодержатели. При этом убедиться, целы ли щетки, не заседают ли они в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором; проверить натяжение пружин щеток (при малом износе оно должно быть 600-800 г). Изношенные щетки (высота менее 14 мм) заменить новыми и притереть их к коллектору.

Продуть генератор сжатым воздухом. Незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, не оставляющей волокон, слегка смоченной в бензине.

Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачистить стеклянной шкуркой на бумажной основе зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя). Зачистку коллектора производить при снятых щетках. Нажимные рычаги щеток поднять при этом крючком из проволоки диаметром 2 мм. Генератор со значительно изношенным или подгоревшим коллектором сдать в ремонт.

Перед установкой генератора с направляющим аппаратом на двигатель проверить затяжку шпилек генератора, крепление проводов, наличие и правильность установки уплотняющей ленты, а также плотность затяжки стяжного болта защитной

Через каждые 12 000 км пробега снять генератор для разборки и очистить его от пыли и грязи. Рабочее колесо вентилятора снимать с вала генератора только с помощью съемника. Применять съемники следует и при разборке генератора. При монтаже рабочего колеса вентилятора на вал генератора упор производить в торец вала со стороны коллектора, сняв предварительно крышку подшипника.

Тщательно осмотреть все детали генератора, промыть подшипники в керосине, высушить и заполнить их на •/» объема свежей смазкой № 158 или смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59).

Разборку генератора, его профилактический осмотр и ремонт рекомендуется производить в специальных мастерских.

Реле-регулятор типа РР109 служит для автоматического включения генератора в сеть и выключения из сети, для поддержания постоянства напряжения в сети и для защиты генератора от перегрузки. Реле-регулятор состоит из реле обратного тока и вибрационного регулятора напряжения, объединенного с ограничителем тока, смонтированных на общей панели и закрытых пластмассовой крышкой.

Реле обратного тока замыкает цепь питания между генератором и батареей при работе двигателя и размыкает цепь при остановке двигателя или работе его на малых оборотах.

Регулятор напряжения с ограничителем тока поддерживает в сети определенное напряжение и предотвращает возрастание тока, отдаваемого генератором сверх величины, на которую он рассчитан, т. е. предохраняет его от перегрузки.

Нормальная работа реле-регулятора и генератора определяется по контрольной лампочке на панели приборов и по состоянию аккумуляторной батареи. Если на малых оборотах холостого хода контрольная лампочка горит, а с увеличением оборотов гаснет, это указывает на нормальную работу реле-регулятора и генератора. Обильное кипение электролита а батарее и необходимость частой доливки дистиллированной воды, а также недозарад батареи указывают на ненормальную работу реле-регулятора и на необходимость его регулировки в специальных мастерских с помощью приборов.

Применение генераторной установки переменного тока гарантирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока) и тем самым повышает срок ее службы.

Генератор типа Г501 является трехфазной синхронной электрической машиной мощностью 250 вт. Максимальный ток отдачи - 20 а при 2500 об/мин вала якоря. Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вентилятора и крепится к нему тремя болтами.

Генератор состоит из статора, ротора с контактными кольцами, крышки со стороны контактных колец, крышки со стороны привода и щеткодержателей со щетками. Ротор вращается в двух подшипниках закргтого типа, имеющих качественную

смазку. Со стороны щеток генератор закрыт колпаком с вентиляционным патрубком. Генератор работает совместно с селеновым выпрямителем, реле-регулятором и реле блокировки.

Уход за генератором Г501 состоит в следующем.

Ежедневно проверять исправность генераторной установки по контрольной лампе на щитке приборов. Контрольная лампа загорается только после включения зажигания перед пуском двигателя. После пуска двигателя контрольная лампа гаснет, На малых оборотах двигателя контрольная лампа не горит.

Контрольная лампа контролирует лишь работу генератора и показателем зарядки аккумуляторной батареи не является. Степень зарядки аккумуляторной батареи контролируется по ее состоянию (пуск стартером, свет фар и т. д.). Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это свидетельствует о неисправности генератора или реле блокировки.

Перед каждым выездом проверить натяжение приводного ремня. При сильно натянутом ремне происходит преждевременный износ подшипников и ремня, слабое натяжение приводит к пробуксовке, что вызывает недостаточный заряд аккумуляторной батареи и перегрев двигателя.

Через каждые 6000 км пробега проверить надежность крепления соединительных проводов генератора и селенового выпрямителя. Продуть генератор сухк> сжатым воздухом. Проверить крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора, предварительно сняв генератор с направляющим аппаратом с двигателя, а затем снять колпак с вентиляционным патрубком.

Особое внимание следует уделить креплению клеммы Ш (желтый провод). - Совершенно недопустимо замыкание наконечника провода на «массув, в противном случае произойдет сгорание обмотки реле-регулятора РР310.

Проверить радиальный люфт в подшипниках путем покачивания за шкив привода или за вал. Подшипники не должны иметь заметного люфта.

После пробега 30 000 км снять генератор с двигателя и произвести его разборку для замены смазки в подшипниках, проверки их состояния, а также контроля щеток и контактных колец. Удалить с подшипников резиновые уплотнители и промыть бензином, после чего проверить их состояние. Если подшипники не имеют заметного люфта, то они могут быть пригодны для работы. При наличии заметного люфта подшипники необходимо сменить. Пригодные для дальнейшей службы подшипники следует заполнить смазкой Л3158 на 70% их объема. Затем закрыть подшипники уплот нителями. При отсутствии указанной смазки можно применять смазку ЦИАТИМ-201, однако периодичность последующего добавления такой смазки не более как через 10000-12 000 км пробега автомобиля.

Проверить состояние щеток и легкость их перемещения в щеткодержателя.. При обнаружении заедания растянуть пружину или зачистить отверстие. Проверить высоту щеток. Щетки высотой менее 10-11 мм заменить новыми, притерев их предварительно до радиуса 15 мм. Протереть контактные кольца. Если на кольцах обнаружен нагар, их следует протереть чистой тряпкой, не оставляющей волокон, слегка смоченной бензином. В случае сильного нагара зачистку колец производить мелкой стеклянной шкуркой на матерчатой основе. Если на кольцах имеются борозды, то» кольца следует прошлифовать, а щетки заменить на новые.

Селеновый выпрямитель В310 предназначен для преобразования переменного тока, создаваемого генератором, в постоянный.

Выпрямитель допускает продолжительный ток нагрузки с обдувом до 20 а, а без обдува не более 6 а. Максимальный допустимый обратный ток - не более 2 а.

1 - боковой указатель поворота

2 - подфарник

3 -фара

4 - гайка крепления фары

5 - соединительная панель

7 - звуковой сигнал

8 - датчик уровня топлива

9 - электродвигатель стеклоочистителя

50 п ш п muuiuu

10 - аккумуляторная батарея

11 - ножной переключатель света

12 - блок предохранителей

13 - прерыватель указателей поворота

14 - контактное устройство сигнала

15 - штепсельная розетка

16 - биметаллический тепловой предохранитель

17 - контрольная лампа работы генератора

18 - переключатель указателей поворота

19 - центральный переключатель света

21 - включатель зажигания и стартера

22 - контрольная лампа аварийного давления масла

24 - контрольная лампа указателей поворотов

25 - указатель температуры масла

26 - спидометр

27 - лампа освещения щитка приборов

28 - контрольная лампа дальнего света фар

29 - указатель уровня топлива

30 - реле включения стартера

31 - реле-регулятор

33 - плгкон освещения салона кузова-

34 - подкапотный фонарь

35 - задний фонарь

36 - лампа стоп-сигнала

37 - лампа указателей поворота и габаритного

освещения

38 - ф)оуар1> освииаения номерного знака 40 - прерыватель-распределитель

42 - генератор

43 - датчик аварийного давления масла

44 - датчик температуры масла



Выпрямитель установлен в кожухе на правой боковине моторного отсека, в окне для входа воздуха, идущего на охлаждение двигателя. Выпрямитель состоит из шести алюминиевых шайб, покргтых с одной стороны селеном, и собран по трехфазной цвухполулериодной схеме. На вход к клеммам выпрямителя, обозначенный знаком «-», подводятся концы трех фаз генератора. Фазные провода присоединяются в любом порядке. На выходных клеммах выпрямителя ( + ) и (-) получается выпрямленный

Длительность срока службы выпрямителя зависит от его охлаждения. Поэтому не допускается при работающем двигателе и открытом капоте моторного отсека включать фары, отопитель и стеклоочиститель одновременно. Резкое увеличение нагрузки на выпрямитель при слабом охлаждении может привести к его сгоранию от перегрева. Выпрямитель должен иметь надежное соединение минусовой клеммы с «массой», а также плюсовой клеммы выпрямителя и клеммы В реле-регулятора.

Необходимо регулярно следить за чистотой пластин выпрямителя.

Реле-регулятор РР310 предназначен для включения аккумулятора и нагрузки (потребителей) на выпрямленное напряжение генератора и поддержания напряжения генератора в заданных пределах. -*

Регулятор состоит из двух элементов: вибрационного регулятора напряжения и реле включения. Назначение регулятора напряжения то же, что и в реле-регуляторе постоянного тока. На сердечнике регулятора напряжения имеются две обмотки: шун-товая и выравнивающая. Реле включения служит для подключения аккумуляторной батареи и всех потребителей на выпрямленное напряжение генератора, а также для отключения обмотки возбуждения генератора и селенового выпрямителя от аккумуляторной батареи при неработающем двигателе.

При включении зажигания к аккумуляторной батарее подключается обмотка реле включения и по ней проходит ток. Сердечник реле намагничивается и, притягивая якорек, замыкает контакты. При этом ток от аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения генератора, увеличивает магнитный поток ротора и обеспечивает при небольшом числе оборотов номинальное напряжение генератора. Когда число оборотов ротора возрастает и напряжение на зажимах выпрямителя становится выше напряжения батареи, обмотка возбуждения генератора начинает питаться током от выпрямителя, который производит также подзаряд аккумуляторной батареи. Автоматическое регулирование напряжения генератора при изменении оборотов ротора осуществляется изменением тока возбуждения с помощью регулятора напряжения. Магнитные потоки выравнивающей и шунтовой обмоток регулятора напряжения действуют навстречу друг другу. Выравнивающая обмотка предупреждает повышение напряжения при увеличении числа оборотов. Когда зажигание выключается, то контакты реле включения размыкаются, так как сердечник размагничивается из-за выключения тока в цепи обмотки реле.

Непременным условием четкой и надежной работы реле-регулятора является крепление провода клеммы Ш (шунт) на генераторе и реле и отсутствие замыкания его на «массу». В противном случае произойдет сгорание обмотки реле-регулятора.

Реле блокировки РБ1 служит для автоматического выключения стартера после запуска двигателя и управления контрольной лампой работы генератора. Реле состоит из электромагнитного реле, с нормально замкнутыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7Б для питания электромагнитного реле. При включении зажигания на неработающем двигателе контрольная лампа на панели приборов загорается, поскольку контакты реле нормально замкнуты. После пуска двигателя напряжение генератора подается на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь. Контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет, что свидетельствует о нормальной работе генератора. В рабочем диапазоне оборотов двигателя контакты реле блокировки постоянно разомкнуты. Благодаря этому предотвращается

случайное повторное включение стартера при работающем двигателе. При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора исчезает, реле блокировки отключается, подготовляя цепь питания стартера для последующего пуска двигателя.

Ниже рекомендуются способы определения и устранения неисправностей генераторной установки переменного тока.

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания.

Проверить исправность цепи контрольной лампы от замка зажигания до клеммы ЛК реле блокировки, включив зажигание и-замкнув клемму ЛК с «массой» автомобиля. Если при замыкании лампа не загорается, проверить провода, надежность соединения наконечников и лампу. Если при замыкании лампа загорается, причину неисправности следует искать в реле блокировки (проверить состояние контактов реле).

Контрольная лампа не гаснет после пуска двигателя.

Проверить натяжение ремня привода генератора (вентилятора).

Убедиться в исправности цепи включения реле блокировки. Для этого в первую очередь проверить надежность подсоединения проводов, идущих от клемм реле блокировки со знаком «-». Затем при включении зажигания подвести напряжение 12 • от аккумулятора к клеммам со знаком « - »реле блокировки, отсоединив предварительно от них провода.

При включении напряжения контакты реле блокировки должны размыкаться, что определяется по щелчку, а контрольная лампа гаснуть. Если контакты не размыкаются, то неисправно блокировочное устройство (обрыв катушки реле или ее выводов неисправность полупроводниковых диодов). Устранить неисправность можно либо в специальной мастерской, либо заменой реле блокировки.

Если реле срабатывает, а контрольная лампа. продолжает гореть, это указывает на замыкание провода от контрольной лампы к клемме Л К реле блокировки.

Проверить генератор, прежде всего убедившись в наличии тока в цепи возбуждения. Для этого провод, идущий от обмотки возбуждения генератора, отсоединить от клеммы Ш реле-регулятора и кратковременно прикоснуться им к клемме Б реле-регулятора (двигатель не работает, зажигание выключено). Если при этом появляется небольшая искра, то цепь возбуждения исправна. Такое же искрение должно быть и на клемме Ш реле-регулятора при включенном зажигании, что указывает на исправность реле включения, токовой обмотки регулятора и нормальное состояние контактов регулятора напряжения.

Отсутствие искрения на клемме Б указывает (если не поврежден провод от клеммы Ш генератора к реле-регулятору), что нарушился контакт между щетками и контактными кольцами генератора или отпаялись выводы катушки возбуждения от колец.

Если обмотка возбуждения исправна, необходимо убедиться в наличии напряжения на фазах генератора. Для этого при работающем на оборотах холостого хода двигателе к фазным проводам (красного цвета), идущим от генератора, поочередно (между ними) кратковременно подключить 12-аольтовую лампочку. Отсутствие накала лампочки свидетельствует о неисправности фазных обмоток или обрыве выводов. Для проверки проводов их следует отсоединить от панели.

Если лампочка накаляется, то дополнительно необходимо отсоединить фазные провода (красного цвета) от соединительной панели и поочередно через лампочку замкнуть на «массу». Лампочка при этом не должна накаляться. Накал лампочки указывает на замыкание фазы на «массу» и необходимость устранения неисправности. И, наконец, следует убедиться в отсутствии замыкания клеммы « - » на выпрямителе с «массой».

Контрольная лампа работает нормально, но аккумулятор разряжается. Признаки разрядки: слабо прокручивается или не включается стартер, снижается пли совсем пропадает накал включенных ламп, слабый сеет фар.

После проверки целости проводов и надежности соединений на аккумуляторной батарее, стартере, реле-регуляторе и выпрямителе проверить исправность выпрямителя. Для этого необходимо проделать следующее.

Произвести внешний осмотр и убедиться в отсутствии обрыва соединительных шин, в надежности соединений в местах пайки. Обгорание селенового слоя пластин указывает на пробой выпрямителя и необходимость его замены. При отсутствии указанных дефектов нужно отсоединить провода от клеммы Б реле-регулятора, замерить вольтметром постоянного тока напряжение между клеммой Б м «массой» (напряже ние должно быть 12-15 ). Проверка производится при работающем двигателе на средних оборотах холостого хода.

Проверить реле-регулятор на правильность установки регулируемого напряжения, для чего подключить к клемме Б и «массе» вольтметр. При работе двигателя на оборотах выше-средних напряжение должно быть 13,8-14,8 в. Если напряжение занижено, необходимо отрегулировать регулятор напряжения путем натяжения его пружины. Если в ходе замера напряжение резко уменьшается при повышении оборотов двигателя, это указывает на нарушение добавочного сопротивления регулятора напряжения.

Контрольная лампа работает нормально, но аккумуляторная батарея перезаря-Признаки перезарядки: быстрое выкипание электролита во всех банках батареи, поверхность батареи покрывается белым налетом.

Следует убедиться в исправности аккумулятора (отсутствие замкнутых банок). Если аккумулятор исправен, подрегулировать регулятор напряжения путем ослабления его пружины. Если снизить напряжение регулировкой не удастся, то это указывает на обрыв обмотки регулятора напряжения.

Аккумуляторная батарея типа 6-СТ-42, емкостью 42 а-ч (при 10-часовом режиме разряда) состоит из шести последовательно соединенных элементов, заключенных в общий эбонитовый бак. Сепараторы, установленные между пластинами, изготовлены из специального материала - мипора или мипласта. Пробки наполнительных отверстий в крышках имеют вентиляционные отверстия.

Пуск двигателя осуществляется с помощью электрического стартера типа СТ351Б, мощностью 0,6 л. с. Включение стартера производится электромагнитным тяговым реле типа РС901А.

В цепи управления стартером предусмотрено предохранительное реле типа РС502, автоматически выключающее стартер в случае принудительной задержки ключа в положении включения после пуска двигателя. Это реле предохраняет контакты включателя зажигания от подгорания, а обмотку якоря от механического разноса при большой скорости вращения в зацеплении с маховиком.

Проследим рабочий процесс включения стартера, пользуясь схемой электрических соединений с генератором постоянного тока, показанной на листе 26 (схема III).

При повороте ключа включателя зажигания ток аккумуляторной батареи сначала поступает в обмотку сердечника предохранительного реле, что вызывает замыкание его контактов. При этом устанавливается параллельная цепь питания двух обмоток на сердечнике тягового реле стартера. Поскольку одна из обмоток (втягивающая) последовательно соединена с обмоткой якоря, происходит медленное повертывание якоря, что облегчает последующее зацепление шестерни его вала с зубчатым венцом маховика. Под действием электромагнитного поля обеих обмоток сердечник реле втягивается и с помощью рычага вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика. В конце хода сердечник нажимает на стержень контактного диска и этим замыкает цепь силового тока питания обмоток возбуждения и якорной обмотки стартера. Одновременно происходит короткое замыкание дополнительного сопротивления в первичной цепи зажигания, что улучшает условия пуска двигателя.

1 - боковой указатель поворота

2 - подфарник

3 - фара

4 - гайка крепления фары "5 - соединительная панель 6-включатель стоп-сигнала 1 - звуковой сигнал

8 - датчик уровня топлива

9 - электродвигатель стеклоочистителя

10 - аккумуляторная батарея

11 -ножной переключатель света

12 - блок предохранителей

13 - прерыватель указателей поворота

14 - контактное устройство сигнала

15 - биметаллический кнопочный предохранитель

16 - штепсельная розетка

17 - контрольная лампа работы генератора

18 - переключатель указателей поворота

19 - центральный переключатель света

21 - включатель зажигания и стартера

22 - контрольная лампа аварийного давления

24 - контрольная лампа указателей поворота

25 - указатель температуры масла

26 - спидометр

27 - лампа освещения щитка приборов

28 - контрольная лампа дальнего света фар

29 - указатель уровня топлива

30 - реле включения стартера И - реле-регулятор

32 - стартер

33 - реле блокировки

34 - плафон освещения салона кузова

35 - выпрямитель

36 - лзздший Tеонс)ь

38 - лампа указателей поворота и габаритного

освещения

39 - подкапотный фонарь . "

40 - катушка зажигания

41 - фонарь освещения номерного знака

42 - прерыватель-распределитель

44 - генератор

45 - датчик температуры масла

46 - датчик аварийного давления масла



реле и его срдечник удер живается в [забочем положении только второй (удрж(и-вающей) обмоткой. При отпускании ключа работа стартера прекращается и все подвижные элементы стартера и его реле занимают под действием возвратных пружин первоначальное положение. Если после пуска двигателя будет допущена задержка выключения стартера, то сработает предохранительное реле. Обмотка реле находится под напряжением, равным разности напряжений аккумуляторной батареи и генератора. Поэтому, как только генератор разовьет достаточное напряжение, его ток пройдет по обмотке реле в противоположном напраолении, размагнитит сердечник и уси-

[(и тягового реле и скартер выключится тотоматветски.

В системе электрооборудования с генератором переменного тока работа стартера и предохранительного реле аналогична. Однако обмотка дополнительного реле включена одной клеммой к батарее, а другой к клемме ЛК реле-блокировки, которая в схеме реле соединена на «массу». После пуска двигателя, как только генератор разовьет достаточное напряжение, контакты реле РБ1 размыкаются и ток в обмотке дополнительного реле исчезает, а реле стартера выключается. Уход за стартером состоит в следующем.

Через каждые 6000 км пробега проверить состояние зажимов проводов тягового стартера к картеру.

Через каждые 12 000 км пробега при наличии замечаний в работе стартера рекомендуется снять его с двигателя, используя для этого специальный ключ. Разобрать стартер, протереть и проверить все детали, продуть их сжатым воздухом.

Проверить состояние коллектора и щеток (не заедают ли щетки в щеткодержателях, а также достаточна ли их высота). При необходимости зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100.

Проверить состояние контактов электромагнитного реле. Для проверки реле разобрать в следующем порядке. Отсоединить провода от контактных штырей крышки. Отвернуть две контргайки стяжных винтов. Отвернуть гайки бокового штыря и утопить штырь в крышку. Отвернуть стяжные винты и осторожна снять крышку, чтобы не повредить провода бокового штыря. Подгоревшие поверхности контактов зачис-

тактов по всей плоскости. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°. Сборку репе про-

Смазать маслом, применяемым для двигателя, подшипники, цапфы и шлицевую часть вала якоря. Во избежание нарушения изоляции токоведущих деталей недопустима промывка якоря, внутренней части корпуса и катушки реле стартера бензином и другими растворителями.

После сборки стартера необходимо проверить зазор между торцом шестерни и

прор1ок:и зазб1оай 1:лмдует подсоед11нить о з;>киму о и клрпусу стьртра провода от аккумуляторной батареи. При таком соединении тяговое реле включится, а якорь вращаться не будет. Когда шестерня передвинется, замерить зазор и, если он не со-

гоог-о рел с {рычагом приодеа 1листерни.

После пробега 36 000 км рекомендуется снять стартер и направить в специальную мастерскую для тщательной проверки и замены изношенных деталей.

коллектора, зависанием щеток, р;1зносом обмотшс якоря, отказом в р аботе тягового реле с включателем и выходом из строя муфты свободного хода. Во включателе тя-

ходящего четнг них. йН1аблю;тоются такж случаи заедан иж яьоря тягового р еле нао-равляющей втулке электромагнита. Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не его самого, а проводки (клемм) аккумуляторной батареи и дополнительного реле.

Если стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя, то нужно включить свет (например, подфарники, плафон), после чего включить стартер. По изменению накала ламп при включении стартера можно определить характер неисправности.

На двигателе установлен распределитель зажигания Р114, который приводится во

делитель, состоит и3 пJоlаlвателя тока нозаого напрярtзия, распредf:отля ток;-высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажи-

Уход за распределителем зажигания должен быть систематическим и обеспечивать содержание его в чистоте, надежность контактов проводов, чистоту и нормальный зазор контактов, своевременную и качественную смазку. После каждых 6000 км пробега следует повернуть на один оборот крышку масленки для подачи смазки на

вю на ось Голоточка, 4-5 капьль во втулку кула чка (сняв бягдвик сальн11а под ним), 1-2 капли на фильц кулачка, 3-5 капель на фетровую шайбу через отверстие в

Оинщать контакты! следует тв;lзит>, не оставляющей волокоз- сморраой ляз и ном или спиртом. Обгоревшие контакты следует зачистить мелкой стеклянной шкур кой, поместив ее между сжатыми контактами. После зачистки проверить зазор между контактами, который должен быть 0,35-0,45 мм. При необходимости отрегулировать зазор. -

замены! топлива необулиимо п роверить установку момента зажигания на ходу. Е:ли при движении на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40-45 км/ч дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки, и при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то установка момента зажигания считается правильной. Корректировку установки зажигания производить путем вращения в соответствующем направлении корпуса распределителя с помощью регулировочных гаек, свинчивая одну из них по винту, а другую соот-

При сильной детонации стрелку передвигают в сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания. При полном отсутствии детонации стрелку перев двигают в сторону знака « + ».

Зажигание рабочей смеси производится свечами А6УС с резьбой СП-М14Х 1,25 мм. у которых зазор между электродами должен быть 0,6-0,75 ММ.

Осветительное оборудование автомобиля состоит из фар; подфарников, комбинированных с указателями поворота «мигающего» типа; задних габаритных фонарей, комбинированных с указателями поворота и со световыми сигналами «стоп»; плафона

ния щитка приборов; контрольных ламп работы генератора и работы отопителя, указа-

телей поворота, дальнего света фар, аварийного давления масла и боковых указателей

лянногт J;lcl:ривателя. В (фокпср Jо(лектора (фаpа! установлено духнитв;1я лсмп;-силой света 60 и 40 св. Фара крепится к кузову гайкой, при отпускании которой можно регулировать направление светового пучка.

Задние фонари типа ФП-225 (левый) и ФП-225Б (правый) снабжены красными пластмассовыми рассеивателями, лампой для света стоянки в 4 ев, лампой для ука-

ЛягповЬ:на!т лагзпа! указателей поворюта ойлючень.! в осветитев:ьную сеть электрооборудования последовательно с прерывателем РС57Б электромагнитного типа, установленным слева под панелью приборов. Прерыватель состоит из электромагнита и его обмотки; основания; рычага электромагнитного прерывателя сигнальных ламп поворота; струны, обеспечивающей размыкание контактов; рычага электромагнитного прерывателя контрольной лампы сигнализатора поворота; дополнительного сопро-

При включении сигнальных ламп ток от аккумуляторной батареи поступает к клемме Б прерывателя и проходит через основание, рычаг, струну, сопротивление и обмотку электромагнита; при этом накал ламп слабый. Проходящий по струне ток вызывает ее нагрев, струна удлиняется" и ее натяжение уменьшается. При этом вследствие увеличения магнитного силового поля электромагнита контакты рычагов замы-

р;1ляются, происхoдиа всз:ь>-ш!<а яршого 1:лта. Ок(зовремез:o злма!каются контакта-контрольной лампы и она вспыхивает так же ярко.

Прерывание тока в струне вызывает ее остывание, уменьшение длины и увеличение натяжения, что приводит к размыканию контактов и повторению процесса. Частота вибрации контактов составляет 60-120 размыканий в минуту и регулируется с

Основна! е и потре6итоли энергии систоме электрооборудования защищены предохранителями. На автомобилях с генератором постоянного тока термобиметаллический предохранитель в сети освещения расположен на центральном переклю-

мoбилЯ! кроме подкапотной самп а- и указатeлео поворота. При пергрузен или то-ротком замыкании в цепях биметаллическая пластина нагревается и, выгибаясь, раз-

должно быть найдено и устранено.

На автомобилях с генератором переменного тока установлен кнопочный тепловой предохранитель типа ПР2Б на 20 а, смонтированный на кронштейне под панелью приборов. Он защищает все цепи освещения, кроме подкапотной лампы и указателей поворота. При перегрузке или коротком замыкании в цепях биметаллическая пластина нагревается и, выгибаясь, размыкает контакты. Включать предохранитель (нажа-

Прибoра! сетoрojг и звуковой с игнализаен:г, а тстжа контрольно-измерительные приборы защищены плавкими предохранителями (на 10 а каждый), объединенными в блок, смонтированный в багажнике на щите передка. Они защищают цепи: № 1 - цепь электродвигателя стеклоочистителя, указателя уровня топлива, указателя температуры масла и контрольной лампы аварийного давления масла; № 2 - цепь указа-

1 -корпус генератора Г114 постоянного тока I

4 - гайка крепления рабочего колеса вентилятора

5 - передняя крышка генератора Г114

7 - якорь генератора

9 - задняя крышка генератора Г114

10 -щетка генератора постоянного тока

13 - обмотка статора генератора Г501 переменного тока

14 - задняя крышка генератора Г501

17 - щеткодержатель

18 - щетка генератора переменного тока

19 - стяжной болт

20 - гайка крепления рабочего колеса вентилятора

21 - передняя крышка генератора Г501

22 - якорь генератора

23 - крышка стартера СТ351 (со стороны привода)

24 - муфта свободного хода с шестерней привода

25 - рычаг тягового электромагнитного реле

26 - регулировочный винт тягового реле

27 - якорь реле

38 - катушка реле

31 - зажим от клеммы С реле

32 - провод питания катушек стартера

33 - щетка стартера

34 - крышка стартера (со стороны коллеКтора)

35 - коллектор стартера

36 - якорь стартера

37 - корпус стартера

38 - аккумуляторная батарея

39 - контрольная лампа работы генератора

40 - включатель зажигания и стартера

42 - переключатель указателей поворота

43 - прерыватель указателей поворота

44 - кoнтрoльная, лампа указателей поворота

45 - генератор Г114 постоянного тока

46 - реле-регулятор РР109

47 - реле обратного тока реле-регулятора РР109

48 - реле напряжения реле-регулятора РР109

49 - реле включения реле-регулятора РР310

50 - реле-регулятор РР310

- реле включения стартера

52 - стартер СТ351

53 -генератор Г501

54 - выпрямитель В310

56 - реле блoкярoн:и1

$7 - выпрямитель для питания электромагнитного реле блокировки

58 - электромагнитное реле блокировки

59 - катушка зажигания



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15