Запорожец Издания
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (Лист 17) Переключение передач осуществляется механизмом управления коробкой передач, расположенным туннеле пола кузова. Механизм состоит из рычага 2 с рукояткой 1; ползуна 8. соединенного специальным болтом 14 с валом управления 15; муф- 18, соединенной болтом 19 с ползуном 20 переключения передач. Нижний конец рычага 2 установлен в штампованном корпусе 4 на шаровой опоре, состоящей из двух чашек -нижней 12 и верхней 10. Нижняя чашка крепится гайкой 11 к рычагу и шплинтуется, а верхняя прижимается к нижней пружиной 9. Шарнирное соединение ползуна и рычага выполнено в виде сферы на рычаге и цилиндрического отверстия в ползуне. Ползун поворачивается и перемещается в резиновой опоре 13 с бронзовыми вкладышами. Фиксация рычага в нейтральном положении происходит с помощью пружин 6 и 9. Пружина 6 прижимает цилиндрический выступ рычага к бурту на корпусе механизма. При покачивании рычага плоскости, перпендикулярной туннелю пола кузова, происходит выбор передачи, а при перемещении вдоль оси туннеля происходит включение выбранной передачи. Корпус 4 механизма с помощью четрех болтов 5 крепится к туннелю. Сверху механизм закргт крышкой с гофрированным резиновым чехлом 3. Место выхода ва ла управления из туннеля уплотнено защитным резиновым чехлом 16. Для уменьше ния влияния вибраций и ма от двигателя и коробки передач между валом 15 и ползуном 20 установлена упругая соединительная муфта 18. Одним концом муфта вкручивается в шестигранный наконечник вала и контрится гайкой 17, а другим при по-мо болта с гайкой 19 со блинтом соединяется с ползуном 20. На листе 17 цветными линиями показана схема работы передач для каждой сту пени при движении автомобиля вперед и при заднем ходе. По схеме можно просле дить смещение синхронизаторов и рабочее состояние шестерен при включении любой из передач. > \ Когда все оки коробки передач находятся в нейтральном положении (два паза на верхних штоках 22 и 23 и паз на вилке переключения второй передачи, укрепленной на переднем конце ока 21, находятся в одной вертикальной плоскости), вращение ведущего вала коробки передач не передается ведомому валу. Ведомые шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, вращаются на своих втулках. Если в пазы на штоках и на вилке переключения второй передачи входит изогнутый конец ползуна 20, он начинает тянуть или толкать тот шток, в пазу которого в этот момент находится. Включается соответствую передача. перемении рычага 2 в положение I конец ползуна 20 входит в паз вилки переключения второй передачи. При этом он тянет шток 21, на котором закреплена также вилка переключения первой передачи. Вилка перемещает ведомую шестерню первой передачи до ввода в зацепление с ведущей шестерней первой передачи, изготовленной заодно с ведущим валом коробки передач. Ведомая шестерня первой передачи сидит на шлицах муфт1 синхронизаторов третьей и четвертой передач. Муфта соединена со ступицей, укрепленной на валу ведущей шестерни главной передачи (он же ведомый вал коробки передач). Благодаря этому ведомая шестерня передает крутяй момент от двигателя главной передаче. В процессе движения штока 21 пружина шарикового фиксатора сжимается. Фиксатор перемещается из лунки на штоке, которая соответствует нейтральному положению, в лунку, соответствуюю положению включения первой передачи, и фиксирует это положение штока. Одновременно срабатывает блокирующее устройство. Первая передача включена. Вторая передача включается при перемещении рычага 2 в положение П. В этом случае ползун 20 смещает вилку переключения второй передачи со штоком 21 вперед, а вилка перемещает муфту синхронизатора второй передачи. Синхронизатор срабатывает и жестко соединяет ведомую шестерню второй передачи с валом ведущей шестерни главной передачи. Когда ок 21 занимает положение полного включения второй передачи, он также фиксируется переходом шарика фиксатора в соответствую- лунку. Включение третьей и четвертой передач осуществляется перемещением штока 22, на котором закреплена вилка включения этих передач. Включение заднего хода осуществляется вилкой 24 за счет ввода в зацепление блока 26 промежуточных шестерен при перемещении штока 23. Для того чтобы шток 23 занял нужное положение для включения, заднего хода, необходимо рычаг 2, находящийся в нейтральном положении, нажать вниз, а затем переместить вправо и назад, как показано на рисунках При этом шестерня 25 ведущего вала коробки передач (изготовлена заодно с валом) войдет в зацепление с большой шестерней блока 26, а меньшая шестерня войдет в зацепление с шестерней 27. Последняя получит врание в направлении вращения ведущего вала. Таким образом, ведомый вал коробки передач, изготовленный заодно с ведущей шестерней главной передачи, получит вращение в направлении, обратном обычному, т. е. тому, когда шестерня 27 входит в непосредственное зацепление с шестерней 25. Непременным условием четкого и легкого включения всех передач является надежная затяжка стопорного болта 14, затяжка и шплинтовка гайкой болта 19, затяжка контргайки 17 и муфты 18, нахождение рычага 2 под углом 90° к плоскости туннеля кузова. В процессе эксплуатации в результате ослабления и износа креплений могут наблюдаться затруднения в переключении передач, возникает необходимость в регулировке механизма. Регулировку начинают с проверки затяжки болта 14, а затем затяжки расшплинто-ванной гайки болта 19. Если муфта 18 биа снята, то ее необходимо вначале ввернуть в вал управления. Ввертывать следует до размера примерно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфт1. Затем муфту присоединить к ползуну 20. Далее нужно отпустить болты 5 и, перемещая корпус по продольным пазам под болтами, установить рычаг 2 под углом 90° к плоскости туннеля. После этого болты затянуть. Установить рычаг управления в положение, при котором включается задний ход (но не включать его), а ползун 20 с муфтой 18 повернуть также в положение для включения заднего хода (против часовой стрелки, если смотреть со стороны муфт). В таком положении, придерживая ключом вал, затянуть контргайку 17. Затем проверить четкость, легкость и полноту включения передач и, если нужно, подрегулировать путем перемещения корпуса 4 при отпущенных болтах. Уход за механизмом переключения передач заключается в периодической проверке положения рычага управления и подтяжке соединений. При разборке рекомендуется смазать труеся детали графитной смазкой. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ Затруднено включение и вторая или третья и четвертая передачи и задний ход болта 19 (лист 17) Ослабла затяжка болта Снять крышку механизма с туннеля и торцовым клю- о. Ползун [коробки передач йоак- Спнять крышку мехитпемре. бтобы включение передтч Выполнить операции, описанные выше, переместив корпус механизма назад Отрегулировать пить корпус правильном положении, мовыключающейся передачи; проверить четкость включения всех передач 1 - рукоятка рычага 2 - рычаг механизма переключения передач 3 - чехол механизма 4 - корпус механизма 5 - по11нтин;l рычаг;l 7 - туннель кузова 8 - ползун вала управления коробкой передач 9 - пружина верхней чашки 10 - верхняя чашка шаровой опоры 12 - нижняя чашка шаровой опоры 15 - вал управления коробкой передач 16 - защитный чехол вала управления 17 - контргайка муфты 18 - муфта вала управления коробкой передач 20 - штлк вилок Elключения первой и второй передач 22 - шток вилок включения третьей и четвертой передач 23 - шток вилки включения заднего хода 25 - шестерня ведущего вала коробки передач 26 - блок промежуточных шестерен заднего хода (йклабла затяжка контр- Установить ры к2отворпоом- вая ключом вал, затянуть контргайку 17. стью вторая передачи и Смещение механизма переключения передач ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ. ПОЛУОСИ И СТУПИЦЫ ЗАДНИХ КОЛЕС (Лист 18) ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА Главная передача состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями. Передаточное число шестерен 4,63. Ведущая шестерня 40 имеет 8 зубьев. Она выполнена заодно с ведомым валом коробки передач, который вращается в переднем роликовом и в заднем двухрядном упорном шариковом подшипниках. Задний подпник воспринимает осевую нагрузку от главной передачи. Между передним подшипником и опорной шайбой 44 ведомой шестерни четвертой передачи устанавливается регулировочная шайба 45, которая определяет положение ведущей шестерни 40 в картере 31 коробки передач. Ведомая шестерня 35 главной передачи (имеет 37 зубьев) установлена на корпусе 32 дифференциала заднего моста и совместно с крышкой 36 дифференциала крепится восьмью болтами, законтренными пружинными шайбами. Ведомая шестерня 35 вместе с корпусом 32 дифференциала и крышкой вращается на двух конических подшипниках 41, установленных в мтлитlх из ковкого чугуна корпусах 30 подшипника. Корпуса 30 подшипника вставляются в расточенные отверстия картера 31 коробки передач и крепятся к нему четырьмя шпильками каый. Конические подшипники 41 зажимаются регулировочными гайками 42, которыми устанавливается боковой зазор в зацеплении главной передачи в пределах 0,1-0,22 мм. Стопоры регулировочных гаек внутренними усами входят в пазы гаек, а наружными в пазы, расположенные на торце корпуса 30 подшипника дифференциала. Для бесмной и надежной работ1 главной передачи ведущую 40 и ведомую 35 шестерни подбирают попарно в комплект. После подбора на шестернях пишется электрографом их порядковый номер. Кроме того, на торце ведущей шестерни 40 обозначается величина поправки (о которой будет сказано ниже). Замена шестерен главной передачи производится только комплено. При подборе шестерен главной передачи основными показателями их нормального зацепления являются правильное расположение и величина пятна контакта на поверхности зубьев и бесшум- подборе шестерен главной передачи на контрольном станке определяют необходимое для нормального зацепления монтажное расстояние А (см. рисунок). Это расстояние измерить непосредственно трудно, поэтому измеряют расстояние В, равное 58,2 мм. Величина поправки зависит от фактической высоты головки ведуй шестерни. Контрольный размер В проверяют затем в собранной коробке передач при. зажат1х деталях, расположенных на ведомом валу. Момент затяжки гайки ТО-13 кГ-м. Допустимое отклонение контрольного размера В ±0,3 мм. Для определения фактической величины В при сборке ведущей шестерни 40 главной передачи применяют специальную оправку 47. С помощью мерной вставки 46 и уп* или набора измерительных плиток определяют расстояние от торца ведущей шестерни до поверхности оправки. В соответствии с полученным размером подбирают регулировочную шайбу 45. Например, если на торце ведущей шестерни написано число «-0,1», это означает, что высота головки ведущей шестерни условно больше ее номинального размера на 0,1 мм. В данном случае фактический контрольный размер В, определяющий нормальное зацепление, должен быть меньше на 0,1 мм (58,2-0,1 = 58,1 мм). Если поправка обозначена знаком +, то размер должен бгть больше (58±0,1=58;3 мм). Регулировку бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи производят следующим образом. Заворачивают регулировочную гайку 42, расположенную со стороны ведомой шестерни, до обеспечения зазора 0,08-0,1 мм (зазор проверяют индикатором). При этом противоположная регулировочная гайка не должна касаться наружной обоймы подшипника. Затем заворачивают противоположную гайку до получения на том же зубе зазора, равного 0,12-0,17 мм. Вращение дифференциала при этом должно быть свободным. Изменение зазора при переходе от одного зуба к другому должно бгть плавным, разница в боковом зазоре для двух соседних зубьев не должна превышать 0,05 мм. Общее изменение зазора не должно быть больше 0,08 мм. Передача крутящего момента от двигателя показана на схеме работы дифференциала. Наличие сателлитов 37 дает возможность проворачиваться шестерням 38 полуосей независимо друг от друга, в случае разных угловых скоростей задних колес из-за неровностей дороги. За счет разницы в количестве зубьев ведущей 40 и ведомой 35 шестерен главной передачи передаваемый от ведомого вала коробки передач крутяй момент увеличивается в 4,63 раза. ПОЛУОСИ И СТУПИЦЫ ЗАДНИХ КОЛЕС Увеличенный главной передачей крутящий момент передается ведущим колесам через полуоси с карданными шарнирами. Один конец полуоси 1 снабжен пальцем. 43, на который надет сухари 28. Сухари скользят в продольных пазах полуосевых шестерен 38 заднего моста. Такое шарнирное соединение обеспечивает передачу усилий под углом, а при работе подвески колес - продольное перемение полуоси. Для защиты главной передачи и скользящего соединения полуоси от пыли и грязи и предотвращения вытекания масла из картера к корпусу 30 крышкой 29 и болтами крепится затный резиновый чехол 27. Внутри чехла помещается корпус 26 сальника 25. Корпусы сальников имеют маслосгонную резьбу: левый - левую, правый- правую. Для их отличия втулка левого корпуса имеет проточку. Второй конец полуоси имеет шлицы и соединяется вилкой 23 с крестовиной 22. Вилка относительно полуоси фиксируется стопорным штифтом 24. Крестовина 22 кардана установлена в вилках 17 и 23 на игольчат1х подпниках 18 и уплотнена пробковыми сальниками 20. Подшипники фиксируются стопорными кольцами 19. Игольчат1е подшипники смазываются трансмиссионным маслом через пресс-масленку, ввернутую в крестовину кардана. Крестовина снабжена предохранительным клапаном 21. Вилка 17 карданного шарнира крепится к флан 5 ступицы колеса четрьмя болтами 6 с пружинными шайбами. Затяжку болтов следует производить, прикладывая момент в 5,5-6 кГм. При отсоединении полуоси только от фланца ступицы колеса (с целью регулировки подшипников ступицы) следует немедленно вдвинуть полуось в дифференциал и привязать ее к рычагу подвески. В противном случае сухари могут выйти из зацепления с шестерней полуоси, что приведет к выпаданию сухарей и возможной поломке дифференциала или картера коробки передач. Ступице! задних колес передают крутящий момент на колесо и воспринимают осевые и радиальные нагрузки. Крутящий момент передается через фланец 5, надет1й на шлицевой конец ступицы 16, к фланцу которой шестью болтами 11 крепится тормозной барабан 10. Осевые и радиальные нагрузки воспринимаются двумя роликовыми коническими подшипниками 12 и 14, которые установлены внутренними обоймами в корпус 7. Для предотвращения проворачивания.внутренних обойм подпника между ними установлена капроновая втулка 13. Сжатие втулки осуществляется затяжкой регулиро-. вочной гайки 4 при отсоединенном карданном шарнире и вынутом шплинте 3. правильно отрегулированных подшипниках колесо должно вращаться свободно, без заметного люфта. Для удерживания смазки в полости корпуса служат сальники 15 и 9. а на фланце ступицы установлен маслоотражатель. Для смазки подпников консистентной смазкой служит пресс-масленка, ввернутая в корпус. Доступ к масленке осуществляется при снятом тормозном барабане. Шприцевать следует до тех пор, пока из контрольного отверстия на корпусе под-пников с задней стороны щита тормоза не покажется свежая смазка.
0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|