Запорожец  Издания 

[ 0 ] 1 2 3 4 5

ЗАЗ-968М "Запорожец"

Многокрасочн1Й альбом Издательство "Тре Рим", 1997 - 68 с.

Настоящий цвеой иллюстрированн1й альбом является учебно-техническим пособием для лучения устройства, принципа действия и эксплуатации автомобиля ЗАЗ-968М "Запорожец". Издание включает в себя иллюстрации, на которых изображен! виды, разрезы, схемы, поясняющие устройство, взаимодействие составн1х частей агрегатов и узлов автомобиля. К каждой иллюстрации дан1 кратче технические и эксплуатационн1е данн1е, характеристики узлов и перечень деталей, входящих в узел. Пособие будет полезн1м владельцам автомобиля "Запорожец", автомеханикам, а также слушателям курсов по подготовке водителей.

Права на распространение данного издания принадлежат издательству "Тре Рим" и фирме "Арго-книга". Права на данное издание принадлежат фирме "Арго-книга".

ЛР N2 063966 от 15.03.95 г. Подписано в печать 11.04.97. Формат 60х90 Д . Бумага офсеая. Печать офсеая. Печа1х листов 9. Тираж 20000 экз. Заказ № 1036. Текст опечатан с оригинал-макета, предоставленного Издательством "Третий Рим".

Чебоксарская типография № 1 Министерства информации и печа Чувашской Республики 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.

ISBN 5-88924-025-0

© Издательство "Трей Рим":

оформление текста и обложки. 1997 г. © "Арго-книга" 1997 г. © К. С. Фучаджи 1997 г. СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ 2

ОРГАНА! УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНТЕ ПРИБОРЫ 4 ДВИГАТЕЛЬ 6 СЦЕПЛЕНИЕ 28

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ 30 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 36

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 40 ТОРМОЗА 42

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 46

КУЗОВ 52

ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ, МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ 60 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЯ И ИХ УСТРАНЕНИЕ 62

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ

Автомобиль "Запорожец" модели ЗАЗ-968М (рис. 1) имеет закрыт1й двухдверн1й цельнометаллический кузов несущей конструкции. Съемными узлами кузова являются передний и задний капо1 и двери. Кузов вмещает трех пассажиров и водителя. В багажнике расположен бензиновый отопитель независимого действия, который подает нагретый воздух в салон кузова и на обогрев ветрового стекла. Рулевое колесо с двумя спицами и утопленной ступицей дает возможность хорошего обзора приборов.

Передние сиденья раздельные с регулировкой положения в продольном направлении и угла наклона спинки. При закрытых дверях передние сиденья блокируются. Для устройства спальных мест спинки передних сидений откидываются назад.

Электрический стеклоомыватель в сочетании с двухскоростным стеклоочистителем обеспечивают быструю и хорошую очистку ветрового стекла.

Силовой агрегат (двигатель, коробка передач с главной передачей), расположенный в заднем отсеке кузова, легко доступен для осмотров и регулировок. Вследствие воздушного охлаждения двигателя автомобилю не опасны безгаражное хранение и длительные стоянки на улице зимой.

Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами в сочетании с эффективными тормозами с гидравлическим приводом, состоящим из двух независимых систем для торможения передних и задних колес и легким рулевым управлением с энергопоглощающим элементом на валу, обеспечивают автомобилю высокую плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием.

Автомобиль, имея двигатель с рабочим объемом 1197 см3, мощностью 40 л. с., обладает достаточно высокими динамическими качествами и хорошей проходимостью при относительно малом эксплуатационном расходе топлива.

Техническая характеристика

Число мест (включая место водителя) 4-5

Масса автомобиля сухая (без полезной нагрузки, масла, топлива, запасного колеса, комплекта инструментов, деталей и узлов системы отопления кузова, кг 750

Масса снаряженного автомобиля, кг

без нагрузки 800

с полной нагрузкой 1200

Распределение массы снаряженного автомобиля с полной нагрузкой на оси, кг Переднюю 300 Заднюю 900

Допустимая масса перевозимого груза в багажном отделении кузова, кг, не более 50 Габаритные размеры (номинальные), мм

Длина 3765

Ширина 1490

высота (без нагрузки) 1400

Колея передних колес, мм 1240

Колея задних колес, мм 1226

Дорожный просвет (под поперечиной

крепления двигателя при полной нагрузке), мм 185

Углы свеса (с полной нагрузкой), град

Передний 31

Задний 26

Наименьший радиус поворота (по следу переднего наружного колеса), м 5,3 Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе с одним пассажиром, км/ч 120

Путь торможения автомобиля на сухом горизонтальном участке ровной дороги с полной нагрузкой со скоростью 80 км/ч до полной остановки при применении рабочей тормозной систем!, м, не более 43,2

Время разгона автомобиля до скорос 100 км/ч с места с переключением передач на горизонтальном прямом участке шоссе с водителем и пассажиром, с 32

Применяемое топливо (бензин автомобильный) А-76

Эксплуатационный расход топлива на 100 км пути, после обкатки

(при установке на двигатель карбюратора К-133) при скорости движения 90 км/ч 6,5

в городском режиме 9,5


Рис. 1. Автомобиль ЗАЗ-968М "Запорожец": 1 - отопитель; 2 - передняя подвеска; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - звуковой сигнал; 5 - передний бампер; 6 - указатель поворота; 7 - фара; 8 - кузов; 9 - передние сиденья; 10 - спинка и подушка заднего сиденья; И - топливный бак; 12 - поперечина передней опоры силового агрегата; 13 - запасное колесо 14 - задний фонарь; 15 - приемная камера; 16

- задний бампер; 17 - двигатель; 18 - пружина и амортизатор задней подвески; 19 - тормозной барабан заднего колеса; 20 - полуось; 21 - рычаг задней подвески; 22 - коробка передач и главная передача; 23

- бачок стеклоомывателя; 24 - питательный бачок главного цилиндра выключения сцепления; 25 - питательный бачок главного цилиндра тормозов; 26 - главный цилиндр тормозов; 27 - главный цилиндр выключения сцепления; 28 - пружина и амортизатор передней подвески; 29 - тормозной барабан переднего колеса; 30 - рулевой механизм; 31 - повторитель указателя поворота.

ОРГАНА! УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬН1Е ПРИБОРЫ

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов обеспечивает удобное и простое пользование ими, а также хороший обзор показаний приборов (рис. 2).

Автомобиль оборудован комбинацией приборов типа КП-214В. В комбинацию приборов входят:

1. Спидометр, имеющий стрелочный указатель скорости индукционного типа с предельным измерением до 160 км/ч и суммарный счетчик пройденного пути с предельным измерением до 99 999,9 км.

2. Приемник указателя уровня топлива дистанционного типа, электромагнитного принципа действия, работающего в комплексе с соответствующим датчиком, установленным на топливном баке автомобиля.

3. Приемник указателя температуры масла с пределами измерения от 40 до 120°С, работающего в комплексе с датчиком, установленным в системе смазки двигателя.

Слева направо на комбинации приборов расположены контрольные лампы следующих приборов.

1. Контрольная лампа работы генератора (красный светофильтр) загорается при включении зажигания.

2. Контрольная лампа работы отопителя (зеленый светофильтр) загорается при включении отопителя через

45-60 с.



3. Контрольная лампа указателя поворотов (зелен1й светофильтр) при включении указателя поворота дублирует мигающий свет в фонарях.

4. Контрольная лампа включения дальнего света фар автомобиля (синий светофильтр).

5. Контрольная лампа аварийной сигнализации о неисправнос гидравлических тормозов (красн1й светофильтр) загорается при в1ходе из строя одного из конров передних и задних тормозов.

6. Контрольная лампа аварийного давления , масла (красн1й светофильтр) загорается при включении

Контроль за исправным действием обоих конров раздельного привода тормозов осуществляется по контрольной лампе 34 с красн1м светофильтром, которая при нажа на педаль тормоза загорается и тут же гаснет. Если неисправен один из контуров, то при торможении лампа продолжает гореть до тех пор, пока не будет отпущена педаль.

Управление двигателем и коробкой передач производится: включателем замка зажигания и стартера 24, педалью 20 привода дроссельной заслонки карбюратора, кнопкой 17 управления воздушной заслонкой карбюратора, педалью 23 выключения сцепления и рычагом 16 переключения передач. Положения рычага переключения передач при соответствующих передачах показаны на рисунке.

Включатель 24 замка зажигания и стартера из исходного положения III (стоянка) может быть с помощью ключа установлен в одном из следующих положений (по часовой стрелке):

0 - выключается противоугонное устройство. Если провоугонное устройство было включено, то для предотвращения поломки ключа следует, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, добиться его свободного поворачивания;

1 - зам1каются цепи зажигания и включаются контрольно-измерительн1е приборы;

II - включается стартер, положение не фиксируется. Ключ нуяно удерживать рукой до запуска двигателя. При ослаблении зажима на ключ он возвращается в положение I под действием усилия пружин!, находящейся внутри замка.

Для включения провоугонного устройства необходимо вынуть ключ из положения III (стоянка) и слегка повернуть рулевое колесо в обоих направлениях, чтобы оно зафиксировалось.

Контроль за работой генератора осуществляется с помощью лампы 36, снабженной красным светофильтром. Лампа загорается в момент включения зажигания, а после пуска двигателей гаснет. Если лампа горит при работе двигателя, это свидетельствует о неисправнос генератора.

Контроль за давлением масла осуществляется лампой 30 с красным светофильтром. Лампа загорается при включении зажигания, а после пуска - гаснет. Горение ламп1 на режиме рабо1 двигателя выше мал1х оборотов указывает на неисправность смазки системы.

Контроль за тепловым режимом рабо1 двигателя осуществляется по указателю темперары масла 29. При включении зажигания стрелка прибора устанавливается левее деления 40. Нормальная темперара масла работающего двигателя должна быть в пределах 70-110°С.

Управление светом фар и наружным габаритным освещением осуществляется включателем 25. В положении I включателя включаются фары, габаритный свет, освещение приборов. В зависимости от перевода рычага 2 вверх или вниз (три положения) будут включены фары, ближний свет, дальний свет. При включенном дальнем свете фар загорается лампа 32 с синим светофильтром.

I - выключено; II - включена малая скорость;

III - включена большая скорость (перемещение щеток).

При аварийной или вынужденной остановке для сигнализации окружающему транспорту служит выключатель 27. При его перемещении в положение I включаются и мигают все указатели поворота и контрольная лампа на выключателе.


Рис. 2. Органы управления и контрольно-измерительные приборы: 1 - рычаг переключателя указателей поворота; 2 - рычаг переключателя света фар; 3 - рулевое колесо; 4 - кнопка включения звукового сигнала; 5 - комбинация приборов; 6 - противосолнечный козырек; 7 - кнопка включателя отопителя; 8 - рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоом1вателя; 9 - рукояа для настройки часов; 10 - электрические часы; 11 - пепельница; 12 - зеркало заднего вида; 13 - ящик для мелких вещей; 14 - патрон включения переносной ламп1; 15 - рукоятка управления заслонками отопителя; 16 - рычаг переключения передач; 17 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 18 - рычаг стояночного тормоза; 19 - рукояа управления подачи горячего воздуха; 20 - педаль привода дроссельной заслонки карбюратора; 21 - кнопка привода вентиляционного люка; 22 - педаль привода ножного тормоза; 23 - педаль выключения сцепления; 24 - выключатель замка зажигания и стартера; 25 - выключатель наружного освещения; 26 - рукоятка привода замка крышки багажника; 27 - включатель сигнализации аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки; 28 - указатель уровня бензина; 29 - указатель температуры масла в двигателе; 30 - контрольная лампа аварийного давления масла; 31 - контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов; 32 - контрольная лампа дальнего света; 33 - спидометр; 34 - контрольная лампа указателя поворотов; 35 - контрольная лампа рабо1 отопителя; 36 - контрольная лампа работы генератора.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ карбюраторн1е, че1рехтакые верхнеклапанн1е, V-образные с рабочим объемом 1197 см3, с уравновешивающим механизмом имеют че1ре отдельн1х цилиндра, укрепленн1х на картере попарно под углом 90° (рис. 3).

Охлаждение двигателя воздушное, от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ - 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора ДААЗ 2101-20, а также новым в1пускн1м патрубком. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенн1м объемом камер сгорания.

Для двигателя мощностью 41 и 45 л. с. применяется бензин А-76, а для двигателя 50 л. с. - АИ-93.

Двигатели МеМЗ-Д68Э и МеМЗ-968ГЭ имеют степень сжатия 7,2, а для МеМЗ-968БЭ - 8,4.

Поперечина задней опоры размещена под кузовом, и на ней с помощью кронштейна с амортизирующими подушками силовой агрегат крепится за заднюю крышку коробки передач. Задняя опора силового агрегата воспринимает незначительную нагрузку, но при разгоне и торможении автомобиля фиксирует силовой агрегат в продольном направлении.

Для уменьшения шума от угловых и продольных перемещений силового агрегата в салоне автомобиля опоры конструктивно выполнены так, что исключается возможность контакта их с металлическими деталями кузова.

Цилиндры и головки цилиндров двигателя имеют оребренную поверхность для увеличения площади охлаждения.

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы двигателя, требующие регулировки или ухода, установлены в легкодоступных местах.

Однокамерный карбюратор обеспечивает высокую приемистость, экономичность, уверенный

пуск и равномерную работу двигателя сразу же после пуска. При нормально заряженной аккумуляторной батарее, правильной регулировке системы зажигания и применении зимнего масла двигатель без подогрева пускается от стартера с первой-второй попытки при температуре окружающей среды до -15°С.

Смазочная система двигателя имеет полнопоточный механический центробежный маслоочиститель, через который проходит все масло двигателя. Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих хорошие смазывающие свойства, стойкость против окисления и возможность работы в широком диапазоне температур.

Нумерация цилиндров ведется от вентилятора: с левой стороны первый и второй, с правой - третий и четвертый. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2.

Техническая характеристика

Модели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ Тип Че1рехконтакый, карбюраторн1й с верхним расположением клапанов, воздушного охлаждения Число и расположение цилиндров 4 (V-образное)

Диаметр цилиндра, мм 76

Рабочий объем цилиндров, л 1,197

Степень сжатия (номинальная) 7,2 - 8,4

Мощность номинальная, 41 л. с 45 - 50

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин 4400 - 4500 Крутящий момент максимальный (при об/мин), кгс-м 7,8 (3500) - 8,3 (3600) Минимальная частота вращения коленчатого вала при работе на холостом ходу, об/мин.. 1000 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Удельный расход топлива (минимальный), г/л-с-ч 260 - 245 - 238

Силовой агрегат представляет собой компактную конструкцию и крепится к автомобилю на трех опорах (рис. 4). Передняя опора представляет собой сварную фигурную поперечину, прикрепленную к картеру сцепления.

Поперечина с помощью двух кронштейнов и амортизирующих резиновых подушек крепится к стенке моторного отсека автомобиля. Эти опоры несут основную статическую и динамическую нагрузки, передаваемые им силовым агрегатом.

Кривошипно-шатунный механизм

В кривошипно-шатунный механизм входят: картер двигателя, цилиндры, поршни с пальцами, поршневые кольца, шатуны, коленчатый вал и головки цилиндров.


Рис. 3. Двигатель (продольный разрез): 1 - храповик; 2 - маслоотражатель; 3 - манжета коленчатого вала; 4 - крышка центробежного маслоочи-стителя; 5 - колесо балансирного вала; 6 - подшипник балансирного вала; 7 - упорная шайба; 8 - втулка балансирного вала; 9 - колесо привода распределительного вала; 10 - фланец упорн1й; 11 - генератор; 12 - коясух верхний; 13 - впускная труба; 14 - прокладка карбюратора; 15 - проставка карбюратора; 16 - карбюратор; 17 - распределитель зажигания; 18 - масляный картер; 19 - картер двигателя; 20 - маховик; 21 - масляный насос; 22 - маслоприёмник; 23 - средняя опора; 24 - вкладыш среднего подшипника; 25 - передняя опора; 26 - подшипник передней опоры; 27 - прокладка крышки распределительных шестерен; 28 - зубчатое колесо привода распределительного вала; 29 - вал балансирного механизма; 30 - зубчатое колесо привода балансирного вала; 31 - крышка распределительных шестерен; 32 - корпус центробежного маслоочистителя; 33 - прокладка крышки центробежного маслоочистителя; 34 - маслоотражатель; 35 - болт крепления центробежного маслоочистителя.

Картер двигателя (рис. 5)

туннельного типа, отлит из магниевого сплава МЛ-5, является основной корпусной деталью двигателя. Сплошные боковые стенки вместе с передней, задней и внутренней поперечными перегородками придают картеру необходимую жесткость.



В задней стенке картера имеется расточка для установки привода прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса, которые приводятся от шестерни, выполненной на распределительном валу двигателя (передаточное отношение 1:1). С левой стороны картера находятся два продольных канала: для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и для подвода масла к подшипникам коленчатого

В верхней части картера расточены четыре отверстия, расположенные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и головки цилиндров крепятся шпильками, ввернутыми в картер.

Средняя опора коленчатого вала - разъемная - из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально расположенными болтами (рис.6).

Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором, а передний - в переднюю опору и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из специального алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные подшипники в средней, передней и задней стенках картера расточены опоры под распределительный вал.

В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.

Юбка поршня имеет форму эллипсного конуса, большое основание которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.

Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05-0,07 мм поршни подбираются по цилиндрам согласно их размерных групп.

Ремонтные размеры цилиндров и поршня

Группа

Диаме юбки поршня (емоного размера), мм

Диаметр цилиндров после ремонт, мм

Зазор, мм

76,13-76,14

76,19-76,20

0,05-0,07

76,14-76,15

76,20-76,21

0,05-0,07

76,15-76,16

76,21-76,22

0,05-0,07

Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемые. Диаметр цилиндра

76 +002-0,01 мм

Для обеспечения монтажного зазора между поршнями и цилиндром в пределах 0,05-0,07 мм цилиндры по диаметру сортируются на три размерные группы.

Размерные группы цилиндров различаются по цветовой маркировке, нанесенной на верхнем ребре. Размерные группы цилиндров и поршней

Группа

Цветовой индекс

Диае, мм

Цилиндра

Поршня

Красный

75,9976,00

75,9375,94

Желтый

76,0076,01

75,9475,95

Зеленый

76,0176,02

75,9575,96

При увеличении диаметра цилиндров (износ) от номинального размера более чем на 0,08 мм их необходимо обработать под ремонтный размер поршней (в запасные части поступают поршни одного ремонтного размера - увеличенные на 0,20 мм).

Цилиндры на двигателе установлены так, что плоские длинные ребра первого и третьего обращены в сторону крышки распределительных шестерен, а второго и четвертого - в сторону маховика.

Литер группы, определяющий номинальный диаметр и действительный размер ремонтного увеличения, наносится на наружной поверхности днища поршня. На днище поршня наносится также стрелка для правильного расположения смещения оси поршневого пальца при монтаже. Стрелка должна быть обращена в сторону шкива вентилятора.

По диаметру отверстия под палец поршни сортируются на четыре размерные группы, обозначенные краской на бобышке поршня.

Размеры пальцев поршней и отверстий под них.

Группа

Цветовой индекс

Диаме под Наружн1й диаме палец поршня, мм поршневого пальца, мм

Красн1й

21,9875-21,9900

21,9900-21,9925

Жел1й

21,9900-21,9925

21,9925-21,9950

Зелен1й

21,9925-21,9950

21,9950-21,9975

Бел1й

21,9950-21.9975

21,9975-22.0000

Поршневые пальцы - стальные, плавающие,заклеенные и полированные. Диаметр пальца 22 мм, длина - 65,6 мм.

От осевого перемещения пальце! фиксируются пружинн1ми стопорн1ми кольцами.

Пальцы изготовлены с высокой точностью и сортируются на четыре группы по наружному диаметру.

Поршни изготовлен! из жаропрочного алюминиевого сплава, лужен1е, имеют плоское днище.

На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца: две верхние - под компрессионные, нижняя - для стального маслосъемного кольца.


Рис. 4. Силовой агрегат и детали крепления агрегата в моторном отсеке: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - главная передача; 4 - коробка передач; 5 - поперечина передняя; 6 - болт крепления верхней подушки; 7 - подушка верхняя; 8 - болт крепления задней поперечине! с подушками; 9 - кронштейн; 10 - подушка верхняя; 11 - поперечина задняя; 12 - подушка нижняя; 13 - влка; 14 - шайба и гайка крепления задней поперечины

Обозначение размерной группы наносится на внутренней поверхности, и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы. Этим обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от нуля до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002-0,007 мм (при температуре 20°С).

Во избежание задиров на сопрягаемых поверхностях сборка пальца с поршнем должна производиться только при нагреве поршня до температуры 50-75°С.

Поршневые кольца - по три кольца на каждом поршне, два компрессионных из специального чугуна. Верхнее - хромированное с тупыми кромками, нижнее - фосфатированное с острыми кромками. На его наружной поверхности выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольцо устанавливается фаской вниз.

Маслосъемное кольцо стальное, состоящее из 4-х элементов, двух стальных дисков, осевого и радиального расширителей.

Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25-0,55 мм для компрессионных и 0,91,5 мм для дисков маслосъемных колец. Расположение замков колец показано на рисунке.

Шатуны - стальн!е, кован!е, двутаврового сечения. В верхнюю головку шатана запрессована бронзовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируется у головки цветовым индексом.

Нижняя головка шатуна разъемная, с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка нижней головки шатуна не взаимозаменяема. При сборке крышки со стержнем шатуна цифры на их приливах у разъема нижней головки (указывающие номер цилиндра) должны располагаться с одной стороны. Гайки шатунных болтов затягиваются моментом 5,0-5,6 кгс-м и стопорятся.

Стопорение производится стопорными шайбами с поворотом их на 1,5-2 грани после соприкосновения с основными.

На стержне шатуна нанесен номер детали. При установке на двигатель шатун должен быть обращен номером в сторону вентилятора. Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 12г.

Коленчатый вал - трехопорн!й (рис. 7), литой, из высокопрочного чуна. Диаметр коренн!х шеек 55 - 0,02 мм, шапных 50 - 0,001 0,025, радиус кривошипа 33 мм. Коленча!й вал сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 кг-м.

При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливаются разъемные, круглого сечения, статически отбалансированные противовесы массой 810±1 г каждый.

После балансировки на маховике и кожухе сцепления наносятся метки их взаимного расположения. При сборке метки необходимо совмещать.

Разъемный подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленвал до постановки в картер. Моменты затяжки болтов средней опоры 2-2,5 кгс-м, болтов крепления опоры к картеру - 1,6-2 кгс-м.

Передняя и задняя шейки коленчатого вала уплотнены маслоотражателями и резиновыми самоподжимными сальниками. Передний и задний сальники не взаимозаменяемы. Задний сальник на рабочей кромке имеет маслосгонную резьбу (левую), на сальнике имеется стрелка, указывающая направление вращения вала.

На заднем торце коленчатого вала на четырех штифтах, один из которых смещен, установлен маховик, крепящийся к валу специальн!м болтом с контрящей шайбой. Болт имеет расточку, в которой установлен подшипник ведущего вала коробки передач. Болт маховика затягивается динамометрическим ключом с

Осевой разбег коленчатого вала (0,06-0,27 мм) ограничен буртом подшипника передней опоры с одной стороны и упорной шайбой коленчатого вала с другой.

Головка цилиндров - имеет развитые ребра охлаждения, отливается из алюминиевого сплава, взаимозаменяема, общая на два цилиндра. В головку запрессованы металлокерамические втулки клапанов и седла клапанов, выполненные из специального чугуна.

Перед установкой направляющих и седел клапанов головка должна быть нагрета до 190-210°С. В головку запрессованы также кожухи штанг и маслосливная трубка. Головка имеет два разделительных впускных канала, по одному на каждый цилиндр, и два выпускных канала, расположенных со стороны свечей зажигания. В расточки выпускных каналов запрессованы патрубки с плоскими фланцами для крепления выпускных труб. Затяжка гаек крепления головки цилиндров производится только на холодном двигателе в два приема предварительным моментом 1,6-2 кгс-м и окончательным 4,0-5,0 кгс-м.

Гайки необходимо затягивать и отвертывать только торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм.

Головки цилиндров двигателей МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ от головок цилиндров двигателя МеМЗ-9б8БЭ отличаются объемом камеры сгорания.

На двигателях МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ объем камеры сгорания 41,2-43,7 см3, а на двигателе МеМЗ-

9б8БЭ - 33,25-35,75 см3.

Для их отличия в верхней части головки цилиндров отлит номер детали, 968-1003015Б - для двигателей

МеМЗ-968Э и МеМЗ-968ГЭ и 968А-1003015-Б - для двигателя МеМЗ-9б8БЭ.

вала



[ 0 ] 1 2 3 4 5