Запорожец  Издания 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7


Рис. 5. Картер коленчатого вала в сборе:

/ - картер; 2, 13 - передняя и задняя опоры распределительного вала; 3 - шпилька крепления головок цилиндров; 4 - шпилька крепления масляного радиатора; 5 - жиклер масляного радиатора; 6 - шпилька крепления картера сцепления; 7 - шпилька крепления передней опоры; 8 - канал привода масла к коренным подшипникам; 9 - задний вклад1ш; 10 - стопор подшипника; II - отгибная шайба; 12 - болт; 14 - шпилька крепления стартера


Рис. 6. Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала):

1 - гайка; 2 - шайба; 3, 7 - штифты вклад1ша и опоры; 4 - канал привода смазки к подшипнику; J -

нижняя опора; б - стяжной болт; 8 - вкладыш; 9 - коленчат1й вал; 10 - верхняя опора; II - болт

крепления опоры к картеру; 12 - картер коленчатого вала

шатунн1х болтов 4 затягиваются усилием 3,2. . .3,6 кгс-м и стопорятся.

Стопорение производится стопорн1ми гайками 5 с поворотом их на 1,5.. .2 грани после соприкосновения с основными.

Примечание. На ранее выпущенн1х двигателях стопорение гаек осуществлялось шплинтами. Для совмещения прорезей гаек с отверстиями в болтах допускается подтяжка гаек усилием не более 5,6 кгс-м. Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 10 г.

Коленчат1й вал трехопорн1й (рис. 9) , литой из вы-сокопрочного чугуна. Диаметр коренн1х шеек 50± ±0,01 мм, шатунных 45 дд мм, радиус кривошипа 27,25 мм. Коленчат1й aarf, установленн1й на двигателе, сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 гс-см.

а=90° I


Рис. 7. Расположение поршневых колец на поршне: 1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 - верхний диск маслосъемного кольца; 4 - осевой расширитель; 5 - радиальн1й расширитель; 6 - нижний диск маслосъемного кольца; а - участок, на котором с обеих сторон не должно быть замков компрессионн1х колец и замков дисков маспосъемного кольца; 1,11 •- расположение замков компрессионнгх колец; III, VI - расположение замков дисков маслосъемного кольца. Замки расширителей маслосъемного кольца располагают аналогично в плоскости оси. IV

При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливаются разъемные, круглого сечения, статически отбалансированные противовесы массой 576 ± ± 2 г каждый. После балансировки на маховик и кожух сцепления наносятся метки их взаимного расположения. При сборке метки необходимо совмещать.

Подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленчатый вал до постановки в картер.

Осевой разбег коленчатого вала (0,15. . .0,25 мм) ограничен буртом подшипника 9 (см. рис. 3) передней опоры с одной стороны и упорной шайбой 8 (см. рис. 9) коленчатого вала с другой.

Головка цилиндров (рис. 10) из алюминиевого сплава имеет развитые ребра, взаимозаменяема, общая на два цилиндра.

Для надежного уплотнения при установке бронзовых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направляющих втулок 16 клапанов, кожухов штанг 15 и мас-лосливной трубки 6 головку цилиндров нагревают до температуры 200. . .220 ° С.

Механизм газораспределения верхнеклапанный приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел.

Распределительный вал (рис. II) двухопорный, стальной. От осевого перемещения фиксируется упором торца ведомой шестерни распределительного вала 20 в торец ведомой шестерни балансирного механизма 17 (см. рис. 3) . Шестерня 1 распределительного вала отлита из магниевого сплава МЛ5 и крепится к фланцу распределительного вала тремя стальными заклепками 2 (см. рис. II).




Рис. 8. Шатун в сборе: 1 - ст1к втулки верхней головки шатуна; 2 - место цветового индекса размерной группы верхней головки шатуна; 3 - болт крепления крышки шатуна; 4 - гайка болта кр1шки шатуна; 5 - стопорная гайка; 6 - место цветового индекса весовой группы; 7 - клеймо номера цилиндра

Вид А


Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки О, которые должны быть совмещен! (рис. 12). При необходимости проверка фаз газораспределения (рис. 13) производится на собранном непрогретом двигателе при температуре 15. . . 25 о Си зазорах в клапанном механизме 0,45 мм.

Чет1рехцилиндровые У-образн1е двигатели имеют неуравновешенн1й момент от сил инерции первого порядка. Для уравновешивания момента в конструкции двигателя предусмотрены балансирный механизм (рис. 14) и уравновешивающая масса в виде противовесов коленчатого вала.


Рис. 10. Головка цилиндров с клапанами в сборе:

1 - головка цилиндров; 2 - седло клапана; 3 - клапан; 4 - резьбовая втулка свечи; 5 - штифт резьбовой втулки; б - сливная трубка; 7 - пружина клапана; 8 - шпилька крепления крышки головки цилиндров-9 - шайба пружины клапана; 10 - сухарь клапана; II - тарелка пружины клапана; 12 - шпилька крепления валика кором1сел; S3 - стакан пружина: клапана; 14 - шпилька крепления впускной трубы; 15 - кожух

штанги; 16 - направляющая втулка клапана

Рис. 9. Коленчатый вал с маховиком и нажимным диском сцепления в сборе: / - нажимной диск сцепления с кожухом в сборе; 2 - маховик в сборе; 3 - болт крепления маховика в сборе; 4 - стопорная шайба; 5 - прокладка; 6 - штифт маховика; 7 - коленчатый вал; 8 - опорная шайба коленчатого вала; 9 - распределительная шестерня; 10 - шестерня привода балансирного механизма; II - шестерня привода масляного насоса; 12 - сегментная шпонка; 13 - маслоотражатель манжеты; 14 - корпус центрифуги; 15 -маслоотражатель центрифуги; /б-болт центрифуги; /7-отгибная шайба




Рис. II. Распределительный вал в сборе: 1 - шестерня; 2 - заклепка; 3 - распределительный вал; 4 втулка


Рис. 12. Установочн1е метки (А ) :

а - на распределительн1х шестернях; б - на шестернях балаисирного механизма под заклепку на шестерне распределительного вала

смещенное отверстие


Рис. 13. Диафрагмма фаз газораспределения: 1 - впускной клапан; 2 - выпускной клапан Вал балансирного механизма 2 расположен внутри распределительного вала. На концах балансирного вала с одной стороны на лысках установлена ведомая 1 шестерня балансирного механизма с противовесом, на другом - противовес 3. Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой прямозуб1х шестерен (см. рис. 3) с передаточным отношением 1:1.

Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается плунжером 19 (см. рис. 3) и распорной пру-


Рис. 14. Балансирн1й механизм в сборе:

1 - шестерня балансирного вала; 2 - балансирный вал; 3 - противовес; 4 - сухарь; S - стопорная шайба; 6 - болт

придерживая силовой агрегат, поднять автомобиль подъемником и откатить тележку с силовым агрегатом. Для транспортировки агрегат следует подвесить за выпускные трубы первого и четвертого цилиндров и заднюю крышку коробки передач.

Установку силового агрегата на автомобиль следует выполнять в обратной последовательности.

Разборка и сборка двигателя

Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную таль или электротельфер грузоподъемностью 100. . .150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13, 17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы:, отвертку, торцовые ключи 10,12, 13, 17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.

Разборка выполняется в следующей последовательности:

отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку картера сцепления);

ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. Отвернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушительи коллекторную трубу; отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;

установить двигатель на поворотное приспособление (рис. 33) ; снять воздушный фильтр, предварительно отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от



0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7