Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

обмотка его секционирована по схеме № 20 (см. рис. 3.24) для включения в сеть 220 и 380 В. Четырехступенчатое регулирование вторичного напряжения в пределах от 4 до 8 В осуществляется путем подключения разного числа витков вторичной обмотки (от трех до шести) с помощью самостоятельного переключения ступеней путем изменения положения перемычки с Л-1 до А-4, как показано на рис. 7.4. Когда паечная машина рассчитывается для включения в сеть только одного определенного напряжения (220 и 380 В), то в трансформаторе секционируется только одна первичная обмотка по любой из схем, рассмотренных в гл. 3.

При проектировании трансформаторов для паечных машин необходимо учесть следующие особенности:

1. Процесс каждой пайки ведется продолжительное время - 1-4 мин.

2. При снятии нагрузки (при разводе электродов) первичная обмотка трансформатора остается включенной в сеть. Поэтому значение индукции в магнитопроводе на номинальной ступени необходимо принимать не более 1,4 Тл (как в магнитопроводах трансформаторов для дуговой сварки).

3. Поскольку процесс пайки или сварки осуществляется вручную, то не обязательно стремиться к широкому диапазону регулирования вторичного напряжения. Качество сварки или пайки можно регулировать временем нагрева.

4. Общее конструктивное оформление трансформаторов зависит от того, в каком положении и месте трансформатор будет установлен в машине: если будет подвешен к подвеске, значит, он конструктивно оформляется по типу подвесных трансформаторов; если будет установлен и закреплен на площадке,- по типу трансформаторов общего применения.

7.3. Трансформаторы для многоэлектродных машин

Многоэлектродные машины относятся к специализированному оборудованию для контактной сварки. Как правило, каждая машина предназначается в основном для точечной сварки, или одного конкретного изделия, или группы однотипных изделий. Эти машины очень сложные, используются в поточных линиях, на заводах автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, вагоностроения, строительной индустрии и т. д.

Многоэлектродные машины характеризуются очень многими показателями, из которых для трансформатора имеют значения следующие:

1. Способ токоподвода к свариваемому изделию.

2. Число рабочих позиций. Габариты и размеры изделия: Расстояние между соседними сварными точками. Число одно-



временно свариваемых позиций и производительность машины (число сварок в час).

3. Параметры режима сварки каждой позиции.

На рис. 7.5 приведены различные системы токоподводов, наиболее часто встречающиеся в многоэлектродных машинах; при-




О, 9

и, 9

Рис. 7.5. Различные системы токоподвода многоэлектродных машин

чем в одной машине могут быть использованы разные способы подвода тока. Здесь а - двусторонний подвод тока к паре соосных электродов от одного сварочного трансформатора с образованием одной сварной точки при одном сварочном контуре; в основном применяется при сварке деталей, шов на которых расположен вблизи края, но не менее чем на расстоянии 4 мм; б - односторонний на токоведущей прокладке с контрэлектро-Дами; применяется при сварке деталей толщиной до 1 мм или свыше 1 мм, но с шагом не менее 100 мм; в - односторонний

Заказ № 181



с «фальшивым» электродом и контрэлектродами; применяется при сварке тонких деталей (до 1 мм) или для упрощения конструкции машины; г--встречный токоподвод (или пушпульная схема); используется при сварке изделий толщиной более 1 мм, когда требуется снижение потерь на шунтирование; д - двусторонний с косвенным подводом тока; применяется для упрощения конструкции при сварке толстых деталей; е - односторонний без токоведущих прокладок; применяется при сварке деталей с определенными соотношениями толщин.

В настоящее время наибольшее распространение получила система одностороннего токоподвода, которая обеспечивает относительно простую конструкцию электросварочной части машины и позволяет выполнять сварку тонколистовых габаритных конструкций.

Каждая современная многоэлектродная машина имеет по два и более вторичных контура, каждый из которых состоит из • токоведущих элементов, электрически связывающих сварочные трансформаторы с электродами. Этими элементами являются электрододержатели, гибкие и жесткие шины. Таким образом, многоэлектродные машины являются многотрансформаторными. Каждая пара электродов питается от своего трансформатора. Если трансформатор имеет два отдельных вторичных витка, то питание двух контуров осуществляется от каждого витка в отдельности. Конструкция внешнего контура в этом случае проста, и расчет полного сопротивления такого контура производится по принятым методикам (см. § 1.13).

Наибольшие трудности составляет определение параметров режимов сварки на многоэлектродных машинах. На их значения большое влияние оказывают конструктивные особенности вторичных контуров, способ подвода тока к изделию, расстояние между сварными точками и др. Существующие расчетные способы этих параметров пока еще очень сложны, неточны и разработаны недостаточно полно. Так, на этапе проектирования очень приблизительно при определении параметров режимов сварки можно пользоваться табл. 2.2, 2.3 и 2.4, приведенными в работе [4]. Но прежде чем принять более конкретные значе-. ния параметров режимов сварки (/гном, св, /св), каждый ориентировочно выбранный или рассчитанный режим необходимо проверять и уточнять опытным путем.

Таким образом, определение величин, необходимых для составления технического задания на проектирование сварочного трансформатора (или на подбор готового), производится только после конструктивной компоновки всей электросварочной части многоэлектродной машины. При этом возникают особые трудности, связанные с размещением большого числа трансформаторов, особенно в тех условиях, когда каждый из них должен быть установлен в непосредственной близости от сварочных



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 [ 105 ] 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139