Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

размыкается и отключает вспомогательную обмотку. Двигатель продолжает работать на одной рабочей обмотке.

Рассмотренные способы отключения пусковой обмотки могут применяться при ручном и автоматическом управлении двигателем. При ручном управлении для включения электродвигателя можно применять кнопочный выключатель с тремя контактами, один из которых (правый контакт выключателя Q на рис. 1.9, в) с самовозвратом. Этот контакт в отличие от двух других размыкается после прекращения нажатия на кнопку включения. Таким образом, при нажатии на кнопку включения замыкаются все три контакта и к сети присоединяются рабочая РО и вспомогательная ВО обмотки двигателя М. После прекращения нажатия на кнопку включения два контакта остаются замкнутыми, а один (правый) размыкается. Размыкающийся правый контакт отключает вспомогательную обмотку ВО от электросети. Момент инерции однофазного двигателя и машины, приводимой им в движение, незначителен, поэтому время, за которое достигается частота вращения, близкая к номинальной, не более 1 с. Время нажатия на кнопку включения выключателя Q должно быть немного больше времени разгона двигателя.

Для отключения двигателя (рис. 1.9, в) нужно нажать на кнопку отключения кнопочного выключателя Q. После этого два контакта выключателя Q размыкаются и отключают двигатель М.

На рис. 1.9, г изображена схема включения конденсаторного двигателя холодильного агрегата, для увеличения пускового вращающего момента которого на время пуска подсоединяется дополнительный конденсатор Сп. Основной конденсатор Ср постоянно подключен последовательно к вспомогательной обмотке ВО двигателя. Конденсатор С„ подсоединяется параллельно конденсатору Ср размыкающим контактом пускового реле напряжения Ки. Это реле срабатывает при напряжении не менее определенной величины. Обмотка реле KU подключена к выводам вспомогательной обмотки ВО двигателя. Когда напряжение на выводах этой обмотки возрастет до определенной величины, реле KU срабатывает, и контакт его в цепи конденсатора С„ и резистора R разомкнётся. После этого конденсатор С„ разрядится на сопротивление резистора R.

В начальное мгновение пуска двигателя (после замыкания контактов рубильника Q) при неподвижном рото-



ре полное сопротивление вспомогательной обмотки ВО значительно меньше сопротивления ее при номинальной частоте вращения. Поэтому большая часть напряжения сети приходится на последовательно подключенные к ней цепи конденсаторов Ср и С„. Напряжение на вспомогательной обмотке ВО двигателя М оказывается меньше той величины, при которой срабатывает пусковое реле Ки. Ток в обмотке ВО при двух конденсаторах имеет большой угол сдвига относительно тока рабочей обмотки РО. При прохождении этих токов по обмотке в статоре двигателя создается вращающееся магнитное поле и ротор начинает вращаться, полное сопротивление вспомогательной и рабочей обмотки увеличивается и ток в них уменьшается. Потеря напряжения на конденсаторах уменьшается, потому что емкостное сопротивление их не изменяется. Напряжение на вспомогательной обмотке при этом возрастает и достигает величины срабатывания пускового реле KU. Цепь конденсатора Ci и резистора R контактом KU отключается, а двигатель продолжает работать при прохождении токов по рабочей и вспомогательной обмоткам. Последовательно к вспомогательной обмотке при этом подключен конденсатор Ср. Аналогичная схема может применяться и для однофазного двигателя 4А исполнения УТ (с пусковым и рабочим конденсаторами).

Наряду с рассмотренными однофазными двигателями (конденсаторными и с пусковым сопротивлением) в оборудовании предприятий торговли и общественного питания широко применяются двигатели с экранированными полюсами. Асинхронный двигатель с экранированными полюсами является наиболее простым по конструкции, а следовательно, и наиболее дешевым однофазным двигателем.

•f В этом асинхронном двигателе

(рис. 1.10) статор 3 имеет явно выраженные полюса; набирается он из листов электротехнической стали. Рабочая обмотка выполнена в виде катушки 4. Вспомогательная обмотка выполнена в виде короткозамкнутых витков 1, охватывающих половину сечения каждого полюса. Между полюсами статора в подшипниках находится короткозамкнутый статор 2.


Рис. 1.10. Асинхронный однофазный двигатель с экранированными полюсами



Электрические двигатели с экранированными полюсами изготовляют только небольшой мощности (до нескольких десятков ватт) и широко используют в торговых автоматах. Эти двигатели применяются в командоаппа-ратах, а также для приведения в движение основных и вспомогательных механизмов. В электромеханических реле времени также применяются двигатели с экранированными полюсами.

Однофазные коллекторные двигатели. У этих двигателей в отличие от двигателей постоянного тока станина и полюса не литые, а выполнены из листов электротехнической стали, для того чтобы при прохождении тока по обмотке возбуждения потери на вихревые токи в стали статора были незначительными.

Обмотка возбуждения статора однофазных коллекторных двигателей соединяется последовательно с обмоткой ротора (рис. 1.11). После включения двигателя в сеть ток проходит по обмоткам возбуждения и ротора. При прохождении тока по обмотке возбуждения создается пульсирующее магнитное поле ф, с которым взаимодействуют проводники ротора. В результате взаимодействия проводников ротора, по которым проходит ток /р, с магнитным полем полюсов создается вращающий момент га.


Рис. 1.11. Однофазный коллекторный двигатель 32



0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57