Запорожец Издания
коленчатый вал с опорами из картера, после чего снять переднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты, соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала (см. рис. 7) , ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, выпрессовать сальник. Снять маслоотражательные шайбы (если манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не подлежит замене, ее снимать не следует); выпрессовать задний подшипник коленчатого вала, для чего вывернуть болт и снять стопор; вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя. После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить детали основных сопряжений. Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, приступают к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установку коленчатого вала и сборку двигателя выполняют в обратной последовательности. Рис. 41. Проверка осевого перемещения коленчатого вала Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы: тщательно протереть в картере двигателя расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны, при этом два резьбовых отверстия под болты крепления средней опоры должны быть внизу (см. рис. 7); наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий крепления средней опоры (рис. 39). В случае если сальник коленчатого вала не был снят с картера направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленчатого вала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить наличие пружины сальника коленчатого вала; Рис. 42. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления: 1 - контрольная стойка пяты сцепления; 2 - перемгчка с индикаторами; 3 - контрольная стойка торца маховика; 4 -- зажимная гайка; 5 - установочная плита установить картер двигателя на стол пресса торцом со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправку 1 (см. рис. 39) на торец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнездо картера. Установить на шпильки картера двигателя переднюю опору коленчатого вала, запрессовать ее на место и закрепить гайками; Вид А Рис. 43. Привод распределителя зажигания: 1 - привод распределителя зажигания; 2 - прокладка; 3 - валик привода распределителя; 4 - ведущая шестерня привода распределителя; 5 - шайба; 8 - промежуточный валик привода масляного насоса; 7 - промежуточная втулка масляного насоса; 8-стопорное кольцо; 9 - масляный насос; 10 - ведущий валик масляного насоса; 11 - масляный радиатор; х - х - ось коленчатого вала вставить болты крепления средней опоры и затянуть их; момент затяжки 1,6... 2 кгс- м. Проверить легкость проворачивания коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки. Установить распределительный и балансирный валы (см. подразд. «Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма); установить маслоотражательные шайбы и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением (рис. 40); установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 38), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его: момент затяжки 28... 32 кгс- м. Перед постановкой болта маховика на двигатель заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 (ТУ 38.101.320-77) не более 2...3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены несимметрично; установить на передний конец коленчатого вала (см. рис. 10) упорную шайбу 8, сегментные шпонки 15, шестерню 9 распределительного вала, шестерню 10 привода балансирного механизма, корпус II центробежного маслоочистителя и маслоотражатель 12. Ввернуть болт 14 маслоочистителя и затянуть его; момент затяжки 10...12,5 кгс- м: проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставлять щуп между опорным буртом подшипника передней опоры и буртом щеки коленчатого вала при отжатом коленчатом валу (рис. 41). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,06...0,27 мм. Этим контролируется правильная посадка опор. При нормальной установке коленчатого вала малое осевое перемещение может быть в результате завышенной длины коренного подшипника передней опоры. Увеличенное перемещение бывает обьгано вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры; проверить торцевое биение маховика (рис. 42) на двигателе, для чего установить перемычку 2 с индикаторами на установочную плиту 5 с контрольной стойкой 3~, задать натяг 0,5...1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки биения на шпильки картера и закрепить его. Биение торца - не более 0,4 мм на максимальном диаметре; убедившись в правильности установки коленчатого вала, снять корпус центробежного маслоочистителя. Дальнейшую сборку выполняют в последовательности, обратной разборке. При этом: при постановке трубки маслоприемника следить за аккуратной укладкой уплотнительного кольца; установить масляный поддон на картер двигателя; привалочная площадка картера двигателя должна выступать в сторону маховика не менее 0,10 мм над площадкой поддона картера; установить корпус привода распределителя, при этом поставить коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. В случае когда головки цилиндра не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки «О» шестерен газораспределителя (см. рис. 13, а) и после этого провернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка «О» на шестерне распределительного вала находилась в верхнем положении; установить упорную шайбу 5 (рис. 43) в расточку картера двигателя на промежуточный валик 6 привода масляного насоса; повернуть поводок привода распределителя так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с приводом хвостовика распределителя, был установлен параллельно меньший сектор находился с противоположной стороны от масляного радиатора; оси коленчатого вала, а Рис. 44. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерни привода распределителя при помощи приспособления с индикатором ввести в зацепление шестерню привода вал 3 с ведущей шестерней 4 распределительного вала, при этом паз поводка повернется в связи с тем, что шестерни винтовые и паз должен занять положение под углом 19±11° к оси х- х коленчатого вала, а меньший сектор находится со стороны шпильки крепления корпуса привода распределителя к картеру. Боковой зазор в зацеплении должен быть при монтаже 0,05...0,45 мм, что соответствует угловому люфту валика 12...1°50. Боковой зазор можно проверить приспособлени- ем (рис. 44). В зависимости от радиуса R люфтомера зазор должен быть в пределах (0,003974...0,03585)л; установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотнительных колец (см. рис. 22) на трубки масляного радиатора во избежание перекоса и перекрытия отверстий в штуцерах, а также на равномерность затяжки гаек и обеспечение надежного уплотнения; установить сцепление (см. подразд. «Разборка и сборка сцепления»). После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вращения коленчатого вала. Особенности снятия и установки некоторых узлов и деталей двигателя Снятие и установка головок цилиндров. Для снятия и установки головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм), ключ «звездочка» с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм, ключи рожковые размерами 10, 12, 13 мм, отвертку. Порядок снятия рекомендуется следующий: Рис. 45. Установка пружин с шайбами при помощи оправки и технологических скоб снять воздушный фильтр, крышки отводящих кожухов с термосиловыми элементами, выпускные трубы, карбюратор с проставкой, верхний кожух, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе и корпус привода распределителя зажигания; снять дефлектирующие щитки с головок цилиндров, крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами и наконечниками с выпускных клапанов; отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм. При большем диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов. При этом предварительно необходимо ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставят под гайки, заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров; легкими ударами молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускного трубопровода необходимо стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг; после снятия головки цилиндров следует снять уплотнители, пружины шайбы, штанги толкателей, а также 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
|