Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения. При снятии штанг толкателей их следует пометить,

чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел. Установку головок цилиндров выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо: проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливные

трубки в картере для обеспечения надежного уплотнения. При необходимости отрихтовать ко51ха;



1 1 I Щ

Рис. 46. Порядок затяжки гаек головок цилиндров: а-предварительный момент затяжки 1,6... 2 кгс- м; б- окончательный момент затяжки 4... 5 кгс- м

установить пружины 4 и шайбы 3 на кожуха штанг (рис. 45), оправкой 2 сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы /, а в бонки картера (см. рис. 16) установить уплотнители 3 кожухов штанг;

установить на сливные трубки головок цилиндров уплотняющие резиновые втулки, поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой и затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала обеспечить момент затяжки 1,6... 2 кгс- м и окончательно 4...5 кгс м в последовательности, указанной на рис. 46;

установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов.

В случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:

на штанги толкателя набрать набор, состоящий из шайбы 2 и пружины / (см. рис. 16) , а уплотнитель 3 установить в бонку картера;

установить штанги в гнезда толкателей, на сливную трубу головок надеть уплотняющую втулку;

устанавливая головку . на шпильки, надеть кожухи штанг на штанги. Прижимая головки, совместить кожухи штанг, с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров как указано выше.

Регулировку зазоров рекомендуется выполнять в следующем порядке:

проверить затяжку гаек валиков коромысел; установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия. Для этого повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крхшке центробежного маслоочистителя совпадает с выступом ребра на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21), а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться) Порядок нумерации цилиндров двигателя показан на рис. 47;

Махобан I

(1>

(1>

>


<

Рис. 47. Расположение цилинд ров Рис. 48. Регулировка зазора ме5вду коромыслом и клапаном

отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт,



предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор (рис. 48). Зазор должен быть: для впускных клапанов 0,08...0,1 мм, для выпускных 0,1...0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны выпускные, средние впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием:

удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор, затем, поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов, третьего, четвертого и второго цилиндров (по порядку работы цилиндров).

При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазора вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысла и торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.

Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля, осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.

Снятие и установка крышки распределительных шестерен. Для снятия крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля, необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 24, 32 мм, отвертку, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей .последовательности:

застопорить маховик от проворачивания (см. рис. 38), затем снять крышку центробежного маслоочистителя. В таком объеме производят разборку при чистке маслоочистителя;

отогнуть с грани болта центробежного маслоочистителя отгибную шайбу 13 (см. рис. 10) и вывернуть болт 14, снять шайбу и маслоотражатель 12. Легкими ударами по корпусу 11 маслоочистителя снять его с коленчатого вала;

снять топливный насос, проставку, направляющую штанги привода насоса вместе со штангой и прокладками;

отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по приливам крепления вентилятора, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен, прокладку крышки распределительных шестерен и маслозаливную горловину;

выпрессовать из отверстия крышки распределительных шестерен шариковый подшипник (при необходимости замены);

выпрессовать передний сальник коленчатого вала (при необходимости замены) и снять маслоотражатель.

Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняют в обратной последовательности. При этом необходимо: проверить совпадение меток О на шестернях привода балансирного и распределительного валов; надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку; установить крышку на картер и затянуть болты.

Если был снят сальник коленчатого вала, то его устанавливают при помощи оправки (см. рис. 40), чтобы избежать перекоса.

Устанавливают корпус центробежного маслоочистителя, маслоотражатель и затягивают болт (момент затяжки 10...12,5 кгс- м), затем отгибают стопорную шайбу на грань болта. При установке крышки центробежного маслоочистителя следует учитывать, что болты крепления крышки расположены несимметрично,

Для снятия крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле, необходимо снять вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:

отсоединить провода, идущие к генератору, и снять возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора;

вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора:

отвернуть гайки крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить отвертку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;

заложить оправку между приливами на корпусе центробежного маслоочистителя и выступом гнезда под подшипник на крышке распределительных шестерен, зафиксировав тем самым коленчатый вал от проворачивания. Отвернуть болты и снять крышку маслоочистителя. Затем выполнить операции, указанные в предыдущем разделе.

Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма. При полной разборке двигателя распределительный вал и балансирный механизм снимают после снятия шатунно-поршневой группы и маховика. Дальнейшая последовательность операции следующая:

снять крышку балансирного вала, отогнуть ус стопорной шайбы с грани болта и отвернуть болт противовеса уравновешивающей системы;

снять шайбу противовеса выколоткой из мягкого металла, вытолкнуть балансирный вал в сторону крышки распределительных шестерен. Снять противовес, пружину, балансирный вал в сборе с шестерней и упорную шайбу балансирного вала;

снять шестерню привода балансирного вала с носка коленчатого вала, отвернуть эксцентриковый кулачок-



гайку топливного насоса, снять шайбу, ввести две оправки между шестерней распределительного вала и картером и, покачивая их, снять шестерню с распределительного вала;

слегка покачивая, вынуть распределительный вал в сторону маховика, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;

снять упорный фланец распределительного вала и ведущую шестерню привода распределительного вала с коленчатого вала.

Сборку распределительного и балансирного валов выполняют . в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:

перед установкой распределительного вала в картер смазывают шейки вала и втулки маслом для двигателя;

напрессовав шестерню распределительного вала на шейку распределительного вала (рис. 49) и закрепив ее гайкой, проверяют осевое перемещение распределительного вала, которое должно быть 0,1...0,33 мм;

шестерни газораспределения и балансирного механизма устанавливают, совмещая метки на их торцах (см. рис. 13). Минимальный боковой зазор должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен газораспределения, замеряемый щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,12 мм в новых и не более 0,50 мм в работавших парах шестерен; перепад зазора не более 0,07 мм. В шестернях привода балансирного механизма в новых парах зазор должен быть 0,25...0,45 мм и не более 0,7 мм в работавших, перепад зазора не более 0,1 мм;


Рис. 49. Оправка для напрессовки шестерни распределительного вала: 1 - распределительный вал; 2 - фланец распределительного вала; 3 - шестерня распределительного вала; 4 - оправка

проверяют осевое перемещение балансирного вала в распределительном валу, который должен быть не менее 0,45 мм.

Снятие и установку распределительного вала и балансирного механизма можно выполнить без разборки двигателя - не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы. В этом случае необходимо:

снять крышку распределительных шестерен (см. подразд. «Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля»), маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами (см. подразд. «Снятие и установка головок цилиндров»);

поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;

снять распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе. Установку распределительного вала и уравновешивающего механизма выполняют в обратной последовательности.

Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами. Для снятия и установки цилиндров и поршней при полной разборке двигателя требуются: динамометрический ключ с головками 14 и 15 мм, рожковый ключ 17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, . обжимная оправка (рис. 50), два приспособления (см. рис. 37), масленка.

Операции по снятию цилиндров и поршней с шатунами необходимо выполнять в следующей последовательности:

снять головки цилиндров и поддон картера;

отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки. Перед снятием крышек шатунов следует проверить наличие установочных меток. Установочные метки (номера



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33