Запорожец  Издания 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

одной стороны и упорной шайбой коленчатого вала с другой стороны.

Головки цилиндров (рис. 11) - общие на два цилиндра. Они взаимозаменяемы, отливаются из алюминиевого сплава, имеют ребра охлаждения. В головку запрессованы металлокерами-ческие втулки 12 клапанов и седла 2 клапанов, выполненные из специального чугуна. В отверстия под свечи зажигания ввернуты бронзовые резьбовые гнезда 4, фиксируемые штифтами 5. В головку запрессованы также кожуха II штанг и маслосливная трубка 6.

Головка имеет два раздельных впускных канала по одному на каждый цилиндр и два выпускных канала, расположенных со стороны свечей зажигания. В расточки выпускных каналов запрессованы патрубки 7 с плоскими фланцами для крепления выпускных труб.

Для надежного уплотнения при установке бронзовых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направляющих 12 втулок клапанов, выпускных патрубков 7, кожухов штанг и маслосливной трубки головку цилиндров нагревают до температуры 200...220°С. Объем камеры сгорания в головке равен 41,2...43,7 см3.


Рис. 11. Головка цилиндров с клапанами в сборе: 1 - головка цилиндров; 2 - седло клапана; 3 - клапан; 4

- вставное гнездо свечи; 5 - штифт вставного гнезда свечи; 6 - сливная трубка; 7 - выпускной патрубок с фланцем; 8 - шпилька крепления крышки головки цилиндров; 9 - шпилька крепления валика коромысел; 10

- шпилька крепления впускной трубы; 11 - кох штанги; 12 - направляющая втулка клапана

Газораспределительный механизм

Механизм газораспределения- верхнеклапанный, приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел.

Распределительный вал (рис. 12) - трехопорный, стальной. Рядом с третьей опорной шейкой выполнена винтовая шестерня для привода прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса. Привод распределительного вала (см. рис. 4) осуществляется посредством шестерен от коленчатого вала. От осевого перемещения распределительный вал фиксируется упорным фланцем.

Шестерня распределительного вала - текстолитовая, с чугунной ступицей, закреплена на переднем конце вала на шпонке и фиксируется приводным кулачком топливного насоса, выполненным в виде гайки с торцовыми шлицами. Кулачок контрится пружинной шайбой.

Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки «О», которые должны быть совмещены (рис. 13, а).

При необходимости фазы газораспределения проверяют на собранном непрогретом двигателе при температуре 15...25°С и зазорах в клапанном механизме 0,45 мм (рис. 14).



V-образные четхрехцилиндровые двигатели имеют неуравновешеннхй момент от сил инерции первого порядка, для уравновешивания которого в конструкции двигателя предусмотрен балансирный механизм (рис. 15) и уравновешивающая масса на противовесах коленчатого вала. Вал балансирного механизма 2 расположен внутри распределительного вала. На концах балансирного вала на шпонках установлены ведомая шестерня 1 с противовесом и противовес 3.

Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой косозубых шестерен с передаточным отношением 1:1. Вал балансирного механизма вращается в запрессованных с торцов распределительного вала втулках и шариковом подшипнике, расположенном в крышке распределительных шестерен. Для уменьшения износа торца передней втулки распределительного вала между втулкой и шестерней установлена упорная термообработанная стальная шайба.



Рис. 12. Распределительный вал в сборе:

1 - втулка балансирного вала; 2 - распределительный вал; 3

втулка противовеса.


Рис. 13. Установочные метки «О»: а-на распределительных шестернях; б- на шестернях балансирного механизма

Рис. 14. Диаграмма фаз газораспределения: /-впускной клапан; 2-выпускной клапан

Рис. 15. Балансирный механизм в сборе: 1 - шестерня балансирного вала; 2 - балансирный вал; 3 - противовес; 4 - сегментная шпонка; 5 - шайба балансирного вала; 6 - стопорная шайба; 7 - стопорный болт


третьего цилиндров поверхности: одно -

Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается распорной пружиной. При установке балансирного механизма необходимо совместить метки «О» (см. рис. 13,6).

Толкатели - плунжерного типа, стальные, с торцами, наплавленными из сплава высокой твердости. Толкатели 5 (рис. 16) выпускных клапанов первого и (первая пара со стороны вентилятора) имеют четыре отверстия на цилиндрической вверху для выема толкателя, второе - в проточке 7 для подвода масла через штанги в го-



ловку цилиндров к коромыслам и два - внизу для слива масла, стекающего по кожухам штанг толкателей из головки.

Вставка 9 этих толкателей имеет центральное и боковые отверстия.

Все остальные толкатели не имеют вставок и проточек по наружному диаметру.

Штанги толкателей - дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками. В наконечниках просверлены отверстия для прохода смазки. Штанги толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров короче и имеют длину 210,1...211,4 мм. Длина остальных шести штанг 225,1...226,4 мм.

Рис. 16. Схема слива и подвода масла через толкатели:

а-слив масла через толкатели; б -подвод

масла через толкатели выпускных клапанов

первого и третьего цилиндров:

1 - пружина- 2 - шайба; 3 - уплотнитель кожуха штанги; 4 - штанга; 5 - толкатель; 6 - толкатель выпускного клапана первого и третьего

цилиндров; 7 - проточка в толкателе выпускного клапана; 8 - канал в картере; 9 - вставка толкателя выпускного клапана; 10 - штанга толкателя выпускного клапана первого и третьего цилиндров

3 4 f -?




5 7 S

Рис 17. Валик коромысел клапанов в сборе: /-валик коромысел; 2-левое коромысло; З-втулка; 4-

регулировочный винт; 5-контр-гайка; б-шплинт; 7-шайба; 8- правое коромысло; 9-распорная втулка

Рис. 18. Клапаны: а-выпускной; б-впускной; 1 - наконечник выпускного клапана; 2 - тарелка пружин клапана; 3 - сухарь клапана; 4 - внутренняя пружина клапана; 5 - наружная пружина клапана; 6 - клапан

Коромысла клапанов (рис. 17-стальные, литые, с регулировочным винтом 4 и контргайкой 5. Различают правое 8 и левое 2 коромысла. Валик коромысел клапанов- стальной, полый, с проточками в них для подвода и слива масла. Клапаны (см. рис. II) -подвесные, расположены в головке цилиндров. Диаметр впускного клапана - 34, а выпускного - 32 мм. Рабочая фаска выпускных клапанов имеет наплавку. Угол наклона рабочей фаски клапанов - 45". На стержни выпускных клапанов сверху надеты наконечники 1 (рис. 18) высокой твердости, так как выпускные клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали. Каждый клапан имеет по две пружины: внутреннюю 4 и наружную 5.

Зазоры в механизме привода клапанов следует проверять и регулировать на холодном двигателе. При регулировке не следует уменьшать зазоры против нормы, так как это вызовет неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов.

Кожуха 11 штанг и маслосливная трубка 6 (см. рис. 11) представляют собой стальные трубки, запрессованные в головку цилиндров. Уплотнение кожухов штанг на картере двигателя осуществляется резиновыми уплотнителями 3 (см. рис. 16), которые поджимаются пружинами 1. Маслосливная трубка уплот-




0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33