Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 86. Рама автомобиля «Минимакс», изготовленная из труб прямоугольного сечения

матриц, по которым создаются элементы поверхности кузова. Поверхность модели должна быть тщательно отделана, так как от этого будет зависеть последующая работа над поверхностью кузова и расход материала.

Стеклоткань перед нанесением на нее эпоксидной смолы следует тщательно высушить. Высохшая стеклоткань лучше впитывает эпоксидную смолу, обеспечивая высокое качество поверхности.

С мастер-модели снимаются слепки-матрицы панелей, которые будут выполняться из стеклопластика. После получения матриц приступают к выклеиванию панелей. Для этого на поверхности матрицы наносится разделительный слой из какого-либо масла или технического вазелина. Он необходим для того, чтобы после высыхания из матрицы можно было извлечь готовую часть. Полотнища стеклопластика соединяются эпоксидной смолой в смеси с отвердителем. Если панель при эксплуатации будет подвергаться сжатию и растяжению, наряду со смолой и отвердителем используется пластификатор. При этом следует учесть, что при чрезмерном применении пластификатора смола может не затвердеть.

Готовые панели кузова крепятся к раме и каркасу с помощью шурупов-саморезов, болтов или клея.

Но существует и другой способ получения панелей кузова из стеклопластика без изготовления мастер-модели. Каркас




Рис. 87. Конструкция кузова \\л формованных элементов автомобиля «Спорт-900»:

/ корпус кузова; 2 - крышка багажника; 3- усилитель крышки багажника; 4 - угилитель проема, 5- крышка кано-га; в -усилитель крышки капота; 7- усилитель проема; 8- -каркас сиденья; 9 проем двери; /--внутренняя панель чвери; -наружная панель двери; 12- усилитель оконного проема; /<7 крышка перчаточника; 14-- бензобак; 15 --панель щитка приборов; 16 щиток приборов; 17 - пол; 18 туннель; 19 - крышка багажника; 20-- багажник; 21- брызговики передние с иолом багаж нпка; 22 - брызговик задний; 23 - капал воздухосборника; 24-брызговик задний; 25 поддон; 26.....- канал выхода охлаждающего воздуха, 27 -решетка защитная; 28- кольцо силовое; 29 - ниша номерного знака; 30- корпус фонаря заднего; 31 - -чашка фары



и раму изготавливают таким образом, чтобы они служили своеобразными шпангоутами и стрингерами. Пространство между этими элементами заполняют листовым пенопластом, чтобы получилась поверхность кузова, на которую накладывается стеклоткань, пропитанная смолой с отвердителем. Пенопласт, остающийся элементом кузова, служит для глушения шумов и резонансных колебаний.

Применение этого способа несколько упрощает процесс изготовления кузова, но зато требуется более тщательная отделка поверхности.

Возможно комбинированное применение материалов. В зависимости от этого будет изменяться и технология изготовления. Проще всего изготовить кузов из элементов в виде формованных скорлуп, как это сделано, например, в автомобиле «Спорт-900» (рис. 87). Элементы кузова в этом случае можно изготовить из нескольких слоев древесного шпона, ткани или бумаги, а также любых слоистых пластиков.

Окна и стекла - важный элемент кузова. Переднее, ветровое, стекло по техническим условиям должно быть изготовлено небьющимся (сталинит или триплекс). Это требование заставляет конструктора-любителя использовать стекла серийных автомобилей. В отличие от сталинита триплекс режется, что позволяет придать ему желаемую форму. Технология резки триплекса такова: на него наносится требуемый контур и по этому контуру стекло прорезается алмазным резцом с двух сторон на глубину до разделительного слоя. Затем выжигается пластическая пленка с помощью нагретой нихромовой проволоки.

Чтобы отличить сталинит от триплекса, необходимо посмотреть на торец стекла. Закаленное стекло имеет зеленовато-голубую окраску по всей толщине, тогда как триплекс имеет тонкий разделительный слой, по которому он безошибочно узнается.

Ветровое стекло крепится с помощью специального резинового профиля, который применяется в стандартных автомобилях. Для надежности крепления важно, чтобы контур проема строго соответствовал контуру стекла. Любители предлагают еще один способ крепления стекла - вклеивание его в проем. В этом случае отсутствие резинового уплотнителя, выступающего за поверхность стекла, улучшает аэродинамику, но усложняет замену стекла при его повреждении.

В качестве боковых и задних стекол также лучше использовать стандартные. Применение плексиглаза нецелесообразно, так как со временем он мутнеет, кроме того, на нем легко образуются царапины.

При создании кузова следует четко определить, сколько он будет иметь дверей и в какую сторону они будут открываться. Ведь от количества дверей зависит прочность кузова, а от способа их открывания - безопасность. Например, передняя навеска двери, как у большинства автомобилей, безопасная и позволяет

обойтись серийными узлами. Если же дверь открывается назад, как, например, у ЗАЗ-965, то безопасность хуже, так как дверь может быть открыта встречным потоком воздуха.

Для удобства посадки и высадки на некоторых автомобилях двери открываются вверх, перпендикулярно движению автомобиля. Это так называемая схема «крыло чайки» (рис. 88). Примером может служить один из вариантов автомобиля «Спорт-турист», разработанный творческим коллективом объединения «АвтоВАЗ -техобслуживание».

Четвертый вариант - дверь, вернее - часть кузова, открывается вверх (рис. 8.9). Этот способ обеспечивает посадку и высадку на очень тесной стоянке.

Пятая схема - дверь, сдвигаемая по ходу или против хода автомобиля (рис. 90). Она также оправдана для городских автомобилей, требующих малой площади на стоянке. Примером может служить конструкция дверей автомобиля «Минимакс», у которого двери ромбической формы передвигаются на двух верхних роликах и в нижней направляющей. В закрытом виде двери плотно входят в передний паз лобовой части кузова и прилегают к задней его части внахлест.


Рис. 88. Кузов автомобиля с дверьми, открывающимися вверх


Рис. 89. Кузов автомобиля вающейся вверх вперед

с дверью, откры-


Рис. 90. Автомобиль со сдвижными дверьми



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50