Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Далее потребуется две фары типа ФГ16Ж или ФГ16Е или фары ФГ5, задний фонарь ФП121 освещения номерного знака и сигнала торможения; звуковой сигнал С44, блок предохранителей с четырьмя плавкими предохранителями (три по 15 А и один 40 А); центральный переключатель на три положения; подфарники с двухнитевыми лампами мощностью 21 и 3 Вт; тепловое реле РС56, две сигнальные лампочки мощностью в 1 Вт, предназначенные для указания левого и правого поворотов; переключатели П139 для ближнего и дальнего света и П20 для включения указателей левого и правого поворотов. В систему электрооборудования включен амперметр АП6 и механизм стеклоочистителя СЛ25Б с выключателем мощностью 5 Вт. Такое оборудование можно использовать при создании двухместных автомобилей, когда используются двигатели от легких и средних мотоциклов и мотороллеров.

При создании четырехместных автомобилей (особенно с закрытым кузовом) за основу можно взять электрооборудование первой модели «Запорожца». В комплект его входят: аккумуляторная батарея 6СТ-42 напряжением 12 В; генератор Г114, реле-регулятор РР109 (катушка зажигания, распределитель и свечи выбираются в зависимости от устанавливаемого двигателя); стартер СТ114, фары ФГ206 (с двухнитевыми лампами 40X60) или ФГ145; подфарники ПФ112 - 2 шт.; задние фонари ФП110 или ФП112; фонари сигнала торможения - 2 шт.; задний фонарь освещения номерного знака ФП249 или Ф141; центральный переключатель света на три положения, ножной переключатель света П39, включатель сигнала торможения ВК412; стеклоочиститель СЛ 210 с двумя щетками; плавкие предохранители; выключатель зажигания. Дополнительно можно установить плафон ПКПО с одной лампой 3 Вт и выключателем. Если автомобиль оборудуется системой отопления, необходим выключатель П-300 на два положения.

В подфарниках с двухнитевыми лампами одна из них включается в темное время суток и служит габаритным огнем, а другая (21 Вт) служит указателем поворота и включается через специальное реле на три положения. Можно применить электрооборудование автомобиля ЗАЗ-965А, схема которого приведена на рис. 100. Для этого потребуется следующее оборудование: аккумуляторная батарея 6СТ-42; генератор Г114; реле-регулятор РР109 (катушка зажигания, распределитель и свечи выбираются в зависимости от установленного двигателя); стартер СТ351; включатель зажигания ВК21А; фары ФГ110 или другие с аналогичными характеристиками, подфарники ПФ205; задние фонари

ФП225 или ФП111; центральный переключатель света 1138; ножной переключатель света П39; включатель сигнала торможения ВК12; плафон освещения кабины ПКПО; звуковой сигнал


Рис. 100. Схема электрооборудования автомобиля ЗАЗ-965А:

/ - реле-прерыватель указателей поворотов; 2- плафон кабины; 3 - включатель зажигания; 4-стар-тер; 5 - центральный переключатель света; 6 - подкапотная лампа; 7 - катушка зажигания; 8-рас-пределитель зажигания; 9 - свеча зажигания; 10 - задний фонарь; -датчик аварийного перегрева масла; 12- датчик аварийного давления масла; 13 - сигнальная лампа указателей поворотов; 14 - фонарь номерного знака; 15 - датчик уровня топлива; 16-генератор; 17 - сигнальная лампа дальнего света фар; 18 - реле-регулятор; 19 - указатель уровня топлива; 20 - лампа освещения приборной доски; 21 - сигнальная лампа аварийного давления масла; 22 - включатель звукового сигнала; 23 - ножной переключатель света; 24 - стеклоочиститель; 25 - подфарник; 26 - фара; 27-включатель стоп-сигнала; 28 - звуковой сигнал; 29 - сигнальная лампа аварийной температуры масла; 30 - сигнальная лампа «Нет зарядки»; 31 - переключатель указателей поворотов

С44; реле-прерыватель указателей поворотов РС57В; блок предохранителей ПР103; стеклоочистители СЛ210; датчик аварийного давления масла ММ102; датчик уровня топлива БМ110-А; гибкий вал спидометра ГВ 120-Н.

При установке реле-прерывателей для указателей поворотов необходимо помнить, что они рассчитаны на определенную мощность сигнальных ламп.

В указателях поворотов можно применять 12-вольтовые лампы мощностью 21 Вт, 6-вольтовые лампы А6-15 мощностью 15 Вт. Для контрольных ламп на щитке приборов применяются лампы соответствующего напряжения мощностью 1 ... 2 Вт.

Если сигнальные лампы будут иметь другую мощность, прерыватели необходимо переделывать. Для этого в прерывателях отсоединяют часть добавочного сопротивления, уменьшая его до 9 ... 10 Ом при установке в 6-вольтовую систему. При установке сигнальных ламп мощностью 15 Вт лучше переделывать



прерыватель РС57Б, рассчитанный на лампы мощностью 32 Вт.

При оборудовании указателями поворотов детских микроавтомобилей можно в качестве сигнальных ламп применять 6-вольтовые лампы А6-6. Для двух таких ламп лучше всего переделывать прерыватель РС401, который рассчитан на 24-вольто-вую систему. После переделки прерыватель должен быть отрегулирован на 90 миганий в минуту, что достигается либо изменением магнитного зазора при помощи отгибания пластинки с неподвижным контактом, либо просто изменением положения регулировочного винта.

Стоп-сигнал включается с помощью включателя ВКЮ или ВК412, который должен быть соединен либо с центральной тормозной тягой, если таковая имеется в приводе тормозов, либо с тормозной педалью. Стоп-сигнал должен загораться после того, как выбран свободный ход тормозной педали и началось торможение, и работать безотказно. При неисправном стоп-сигнале эксплуатация автомобиля запрещается.

При установке электрооборудования необходимо обратить внимание на его защиту. При этом, чтобы не вводить лишний элемент, снижающий надежность в эксплуатации, не защищают цепи зажигания и цепи пуска двигателя. Цепи же освещения, как наиболее протяженные и уязвимые в отношении короткого замыкания, как правило, защищаются термобиметаллическими предохранителями. Плавкими или термобиметаллическими предохранителями необходимо защищать: контрольные приборы, звуковой сигнал, электродвигатели, радиоприемник, магнитофон, стеклоочистители и другие приборы, не имеющие индивидуальной (встроенной) защиты.

При подключении нескольких потребителей к одному предохранителю нельзя подключать два потребителя, отличающиеся друг от друга по мощности, два неравнозначных потребителя и взаимозаменяемые потребители. Приборы, контролирующие аварийное состояние отдельных агрегатов автомобиля, должны быть защищены тем же предохранителем, что и стрелочные приборы, что позволит быстро определить и устранить короткое замыкание.

Соединение приборов электрической цепи должно осуществляться гибкими изолированными многожильными проводами. Изоляционным материалом этих проводов является либо резина, либо полихлорвинил. Иногда в качестве изоляции может быть применен полиэтилен. Резиновая изоляция имеет снаружи оплетку из нитей различных цветов и пропитывается лаком. Эта оплетка защищает изоляцию от действия бензина. Там, где требуется исключительная механическая прочность, применяются бронированные провода. Последние сверху защищены металлической оплеткой.

В табл. 32 приводятся рекомендуемые марки и сечения про-

Таблица 32

Рекомендуемые марки и сечения проводов для системы электрооборудования

Электрическая цепь

Марка провода

Рекомендуемое сечение,

Масса 1 км, кг

От батареи к амперметру и от ампермет-

АОЛ или

ра к реле обратного тока или реле-ре-

ПГВА

гулятору

От амперметра и реле-регулятора к руч-

ному переключателю света

От зажима генератора к реле-регуля-

тору или реле обратного тока

От зажима III генератора к переключа-

телю или реле-регулятору

От катушки к выключателю зажигания

и прерывателю

Провода высокого напряжения от рас-

ПВЛЭ-3

пределителя или прерывателя к свече

От переключателя света к фарам

От переключателя света к подфарникам

и задним фонарям

От 12-вольтовой аккумуляторной батареи

16,0

к стартеру

От 6-вольтовой аккумуляторной батареи

16,0

к стартеру

Провода на массу и перемычки

AM Г

От реле стартера к кнопке включения

стартера

К 12-вольтовым указателям поворотов

К 6-вольтовым указателям поворотов

К звуковому сигналу

К стоп-сигналу, лампочкам внутреннего

освещения и освещения щитка приборов,

к электродвигателям отопления и стекло-

очистителей

водов, которые можно применить при монтаже системы электрооборудования.

Для элементов электрооборудования и приборов можно использовать одножильные провода марок ПВА; 11ВАЛ; ПГВА или двужильные марки ПГВАД. Когда требуется экранизация проводов, следует применять провод марки ПГВАЭ. В местах, где возможно механическое повреждение проводки, следует применять провода марки ПГВАБ.



В табл. 33 даются основные характеристики аккумуляторных батарей, которые могут быть использованы для питания электрооборудования самодельных автомобилей.

По техническим требованиям, помимо приборов электрооборудования, на самодельных автомобилях обязательна установка спидометра, показывающего скорость движения автомобиля и пробег в километрах. В качестве такого прибора могут быть использованы спидометры типов СП 19В, СП25, СП24Б, СП18А, СП44А, которые изготавливаются заводами «Автоприбор». Автомобильные спидометры отличаются от мотоциклетных внутренним передаточным отношением. Для первых это передаточное отношение равно 1/624, а для вторых- 1/1000. У спидометра СП18А можно регулировать скоростной узел, не разбирая самого прибора, при помощи специальных регулировочных винтов. Мотоциклетные спидометры, которые имеют пять разрядов цифр, показывают пройденный путь в километрах, в то время как автомобильные спидометры показывают пройденный путь и в сотнях метров. В качестве привода спидометра могут быть использованы гибкие валы ГВ44-АН, JBH13, ГВ120Н, ГВ134Н.

Та б лица 33

Характеристики аккумуляторных батарей

Тип батареи

Номинальное напряжение, В

Максимальная емкость, А-ч

Габариты, MNi

Длина

Ширина

Высота

Масса, кг

Для мотоциклов и[ мотороллеров

ЗМ-14

ЧМТ (\

ЗМТ-8

ЗМТР-10

ЗМТС-10

ЗМТ-14

6МТС-9

6МТС-22

«7

1 КГ)

3,96

Для автомобилей

ЗСТ-60

14,9

6СТ-42

19,3

6СТ-45

19,0

6СТ-54

24,7

6СТ-55

21,2

6СТ-60

19,5

Так как самостоятельно собранный автомобиль наверняка будет иметь шины другого размера, чем те, для которых разработан примененный спидометр, и другое передаточное число, придется подбирать и передаточное число червячной пары, передающей вращение от вала коробки передач к гибкому валу спидометра. Иначе показания спидометра не будут совпадать с действительными. При установке спидометра не следует забывать, что присоединять его надо к выходному валу коробки передач, который связан с колесами неизменным передаточным отношением.

Для расчета передаточного числа червячной пары необходимо вначале, зная радиус качения колеса, определить число оборотов заднего колеса автомобиля за время прохождения им одного километра пути:


где гк - радиус качения колеса, м.

Затем следует подсчитать передаточное отношение от ведущей полуоси к ведомому валу. Обычно это соответствует передаточному числу главной передачи U.. Через UB обозначим внутреннее передаточное отношение от приводного валика к начальному барабанчику счетчика спидометра.

Число оборотов приводного валика спидометра на один километр пути равно для автомобильных приборов 624, а для мотоциклетных 1000:


Затем можно определить необходимое передаточное отношение от вала коробки передач к гибкому валу спидометра


Перед установкой гибкого вала его сначала необходимо соединить со спидометром и проверить, вращая от руки за конец тросика, нет ли заеданий. Если возникнет необходимость, надо смазать тросик и проверить крепление его к спидометру. Закрепляя на шасси оболочку тросика (обычно это производится с помощью скобок), следует располагать его подальше от сильно нагревающихся при работе деталей и размещать с перегибами возможно большего радиуса (не менее 150 мм). При этом гибкий вал не должен создавать продольного давления на приводной валик спидометра. При наличии такого давления и при крутых



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50