Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18

Отсюда напрашивается решение разбить багажник на отсеки. На ЗАЗ-968М это можно сделать следующим образом (рис. 38). Поперек багажника устанавливают перегородку, отделяющую самую глубокую часть багажника. В середине полученного отсека двумя стержнями отделяют пространство для 20-литровой канистры, которую помещают вертикально. В правой по ходу автомобиля полости отсека вертикально устанавливают резиновое квадратное 10-литровое ведро, в которое можно опустить бутыль с питьевой водой емкостью 6 л, и рядом с ведром еще остается достаточно места для разных мелочей. На лист поролона, положенного на крышку аккумуляторной батареи, помещают примус «Шмель» и чайник, а в щель между батареей и стенками багажника влезает бутылка с тормозной жидкостью или дистиллированной водой. Там же находятся тюбик литола и клей «Момент».

Основу перегородки составляет несущая квадратная дюралевая труба, на концы которой надевают резиновые наконечники, опирающиеся о боковые стенки багажника. Труба поддерживается двумя вертикальными и двумя горизонтальными уголками, закрепленными за корпус багажника, и является опорой для разделительной стенки из оргалита.

Сверху несущей трубы на петлях прикрепляют откидной фанерный столик для походного «перекуса».

Для такого маленького автомобиля, как «Запорожец», без багажника на кр1ше в путешествии не обойтись. Даже когда все вещи в салоне (например, при путешествии вдвоем), багажник нужен. Во-первых, при ночевке в автомобиле можно разгрузить салон, перекинув часть вещей наверх, а во-вторых, всегда может возникнуть необходимость что-то привезти, например фрукты, овощи и т. д.

Возникший у нас зуд рационального использования имеющегося пространства автомобиля заставил взглянуть на пропадающую без дела щель между багажником и крышей. Снизу багажника поперек крыши прикрепили два дюралевых швеллера высотой 40 мм и стали в них, как в направляющие, вставлять складной туристский стол с двумя складными стульями (рис. 39). Это оказалось очень удобным, так как вытащить стол и стулья даже при кратковременной стоянке не представляет труда. Ведь при этом не нужно перекладывать другие вещи, лежащие на багажнике.

Но полный комфорт мы почувствовали, когда, путешествуя втроем и вчетвером, стали применять на багажнике крышку-колпак.


Рис. 39. Размещение туристского стола под багажником


Рис. 40. Крышка верхнего багажника

Крышка (рис. 40) представляет собой каркас из легких дюралевых профилей, обшитый пластиком. Внутренняя ширина крышки на 30 мм больше ширины багажника. Длина крышки определяется длиной багажника и необходимыми зазорами. Высоту крышки выбирали из расчета обеспечения необходимого пространства между верхом крышки и дном багажника и с учетом перекрытия стенками крышки дна багажника (50 мм).

В передней части крышки поперек ее расположена труба, на которую надеты два кронштейна, прикрепленных тремя болтами с гайками к боковым перекладинам дна багажника. Задней опорой крышки служит ее поперечина, лежащая в транспортном положении на верхней задней поперечине багажника. На пол багажника укладывают лист оргалита, обтянутый хлорвиниловой пленкой.

Для загрузки багажника крышку на шарнирах откидывают вверх и фиксируют откидной стойкой. Транспортное положение крышки горизонтальное. Оно фиксируется расположенными у краев багажника двумя небольшими висячими



замками, дужки которых охватывают одновременно поперечины крышки и багажника. Под местом установки замков в поперечине крышки приклеена пластина губчатой резины для создания натяга между поперечинами. Такая конструкция крышки позволяет обеспечить защиту груза от дождя, отказаться от крепления груза, обеспечить лучшую обтекаемость по сравнению с обычным креплением груза, его сохранность (замки) на стоянках и сокращает время погрузки - выгрузки.

Багажник с крышкой вмещает: польскую 3-местную палатку, три надувных матраца, три спальных мешка, три нормальные Подушки, надувную лодку и другие вещи.

Небольшая масса крышки (10 кг) позволяет при погрузке этих вещей уложиться в установленную для «Запорожца» норму нагрузки на крышу - 60 кг. Применение багажника с кр1шкой очень удобно. Однажды: нам по просьбе местн1х жителей пришлось везти в таком багажнике двух живых баранов, которые спокойно перенесли 70 км дороги от базара станицы Зеленчукской до Теберды.

Загрузив багажники и моторный отсек, начинаем устраиваться в салоне. Пространство под задним сиденьем - удобное хранилище коробок с запчастями. Там же уместится неприкосновенный запас продуктов (консервы и др.).

Штатный шинный насос укладывается перед передним водительским сиденьем вплотную к нему. Здесь мертвая зона, и насос никому не мешает. Под водительским сиденьем хорошо держать некоторые инструменты, которые могут часто потребоваться (колесн1й ключ, молоток, отвертка, топорик и др.). Для инструмента удобно использовать пластмассовое корыто. Под пассажирским сиденьем укладывается пластмассовый тазик, который, кроме своего прямого назначения, используется для хранения овощей и фруктов, потребляемых в дороге.

Удобная вещь в салоне - секция пластмассового ящика из-под бутылок. Ее устанавливают с помощью самонарезающихся винтов на тоннеле за рычагом переключения передач (рис. 41). Вложенные в ячейки бутылки с минеральной водой или кефиром не разливаются и всегда готовы к употреблению даже при движении автомобиля.

Если у вас имеются крупные вещи на заднем сиденье (рюкзак, спальные мешки и т. п.), желательно их зафиксировать, чтобы они не катались по сиденью. Для этого просверлите небольшое отверстие в середине опоры под заднюю полочку и сделайте веревочное колечко. Через это колечко проденьте резиновый жгут с крючками для крепления багажа. Один крючок зацепите за основание рычага крепления ремня безопасности, другой - за отбортовку порога у заднего сиденья. Этим жгутом вещи прижимаются к левому боку.

Если на заднем сиденье два пассажира, то вещи лучше расположить между ними. Тогда резиновый жгут надо зацепить за оба крепления рьиагов ремней безопасносш.


Рис. 41. Походный буфет

ГОТОВИМ ТЕХНИКУ

Автомобиль к путешествию надо готовить. Сначала прикиньте, не придется ли очередное техническое обслуживание на время путешествия. Если это так, то заранее смените масло в двигателе, а при необходимости - ив коробке передач, долейте масло в трубы рулевого механизма, смажьте карданные шарниры полуосей.

Кроме обычных профилактических работ по проверке затяжки резьбовых соединений и подшипников ступиц колес следует внимательно осмотреть ходовую часть.

Рычаги задней подвески надо тщательно отмыть и убедиться в отсутствии трещин. Наиболее вероятные места образования трещин - у фланца корпуса подшипника и чашки резинового буфера. Если трещины есть, лучше сменить рычаг или в крайнем случае заварить.

Ргчаги передней подвески осмотрите в местах ответвления от оси и • около клеммного зажима. Пощупайте резинов1й буфер, расположенный между рычагами. Не удивляйтесь, если сверху и снизу буфера вы обнаружите большие трещины от ударов рычагов. Желательно такой буфер сменить.

Особое внимание следует уделить тормозам. На каждом колесе надо снять барабаны и осмотреть колодки и особенно рабочие цилиндры - нет ли течи тормозной жидкости. Убедиться в отсутствии течи главного тормозного цилиндра.

Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от педали и карбюратора, вытяните его немного из трубки тоннеля кузова и осмотрите. На нем не должно быть оборванных проволочек.

В отличие от обычной эксплуатации, при которой можно подождать более явного проявления дефектов, в путешествие надо отправляться, когда выявленные дефекты исправлены. Кроме уменьшения вероятности поломки вы приобретете больше уверенности в своем автомобиле, что благоприятно скажется и на психологическом климате всего экипажа.

Откровенно говоря, у нас по разным причинам не всегда получалась идеальная подготовка автомобиля к длительной поездке. Но главное правило соблюдали всегда - по возможности полно выявить техническое состояние автомобиля и его



главных составных частей. Зная это, можно четко представить, что и когда можно ожидать, какие дополнительные запасные части брать в дорогу.

Несколько слов о колесах. Рассчитывать на то, чтобы приобрести покрышку по ходу путешествия, не приходится. Поэтому в поездку нужно отправляться на хорошей резине. На «Запорожце» с его умеренной скоростью даже в большую поездку можно ехать на наварной резине. При этом, конечно, надо чаще ее осматривать. Если обнаружено отслоение наварного протектора, а это начинается с самой тонкой части наварного слоя у борта покрышки, то надо сразу срезать лезвием образовавшуюся бахрому, иначе процесс отслоения будет прогрессировать.

От состояния покрышек колес зависит также количество проколов. Металлических предметов на дорогах предостаточно, и их проход до камеры зависит от оставшейся толщины протектора. Иначе говоря, чем «лысей» резина, тем больше надо брать с собой запасных камер или заплат для ремонта.

ПО МАГИСТРАЛЯМ

Обгчная крейсерская скорость - 80-90 км/ч. Эта скорость оптимальна для двигателя, сохраняется достаточный комфорт, автомобиль хорошо управляется, а у водителя не проявляется большой усталости. Ехать с большей скоростью вряд ли стоит, не говоря уже об официальных ограничениях; это вызывает большое напряжение и, как следствие, потребует периодических остановок для отдыха, что сведет на нет преимущества в скорости. И, конечно, на большой скорости резко возрастает вероятность дорожно-транспортных происшествий. Следует помнить, что у «Запорожца» практически нет запаса мощности и тех устройств, которые в других автомобилях повышают безопасность (стабилизатор поперечной устойчивости, усилитель и антиблокировочные устройства тормозов и др.).

Со временем у нас выработался определенный стиль езды по шоссе, позволяющий легко держаться в общем потоке и не чувствовать «ущербности» по сравнению с более мощными собратьями.

Не надо чрезмерно давить на педаль «газа>. Достигнув необходимой скорости, постарайтесь потихоньку отпускать педаль до такого положения, чтобы скорость сохранялась, а надрывный звук двигателя прекратился. При этом вы почувствуете легкость в движении автомобиля, что само по себе приятно, а объективно уменьшите и расход топлива, и создадите благоприятные условия для возможного рывка, например при обгоне.

Обгон нужно совершать тогда, когда есть полная уверенность в его беспрепятственном завершении. Если разность скоростей движения вашего автомобиля и обгоняемого невелика, следует перейти на III передачу и резко нажать на педаль «газа». При этом, если вы почувствуете, что обгон совершается медленно, «поиграйте» педалью, чтобы обогатить смесь.

Ну, а если вы заметили, что обгоняемый прибавляет ходу, то лучше не рисковать и подождать более благоприятного случая. Переключаться на IV передачу лучше после завершения обгона, чтобы исключить всякие случайности. Начиная обгон, убедитесь, что и вас никто не собирается обгонять. К сожалению, владельцы более мощных автомобилей часто не обращают внимания на идущий впереди маленький «Запорожец», подающий сигнал перестроения, и обгоняют с ходу его и того, которого «Запорожец» прицелился обогнать. Стыдно признаться, но у нас ни один раз возникала критическая ситуация связанная с такими действиями нахальных водителей и собственной невнимательностью. Учитывая, что приближающийся сзади автомобиль может попасть в «мертвую зону» видимости, лучше обернуться и лишний раз убедиться в безопасности маневра.

Неоднозначная оценка эффективности использования наката при эксплуатации современных автомобилей по отношению к «Запорожцу» приобретает большую определенность. В случае движения по инерции при нейтральном положении коробки передач помимо прочего достигается уменьшение температуры двигателя. Этот прием позволяет поддерживать средний тепловой режим двигателя в оптимальных пределах. Однако, учитывая, что у «Запорожца» не очень большой выбег (расстояние до полной остановки движущегося по инерции автомобиля), накат следует применять только на затяжных спусках.

Подъеме! лучше преодолевать с ходу, хорошо разогнавшись на спусках. При этом передачу, если она б1ла выключена, следует включить при подходе к перелому рельефа от спуска к подъему.

А теперь поговорим об обочинах дорог. Хотя мы ездим по асфальту, на обочины иногда приходится съезжать. Однажды, объезжая две машины, столкнувшиеся на шоссе Москва - Симферополь на середине проезжей части, мы попали на обочину из чернозема. Шел дождь, и обочина представляла собой скользкое месиво. Как только колеса попали на нее, автомобиль стал неуправляемым и пополз к кювету. Затормозили, но сползание продолжалось вместе с грунтом. К счастью, перед самым кюветом машина встала.

Вторая беда - это гвозди, шплинты и другие предметы, которых практически не видно на гравийной обочине. Мы стараемся вставать на асфальтированных площадках отдыха или на грунтовых съездах. Именно этим мы объясняем тот факт, что у нас прекратились частые проколы шин, сопровождавшие первые поездки.

Предстоящая длительная езда по магистралям обязательно вызывает вопросы: как часто делать остановки для отдыха, ездить ли ночью? Эти вопросы в большинстве своем не могут быть решены однозначно. В конкретных случаях лучше, наверное, пользоваться принципом «ехать пока едется» и полагаться на свое самочувствие. Что касается ночной езд1, то ее можно рекомендовать только оп1тн1м водителям и если, конечно, она впис1вается в текущие

1 планы. В целом вряд ли целесообразна замена дневной езды на ночную.

Распространенная рекомендация о том, что на ночлег надо вставать обязательно засветло, пожалуй, не всегда оправдана для транзита. Мы, например, едем до тех пор, пока не станет ощущаться легкая усталость или сонливость. Это может быть в 22 ч, а может и в 2 ч ночи. Зато после остановки засыпаешь сразу, даже если это можно сделать только сидя. Палатку мы



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18